Не хочу работать никем и никогда: что делать, чтобы ваш сотрудник так не сказал
August 1, 2024
preview

Аналитики компании Gallup провели исследование и пришли к неутешительному выводу: уровень вовлеченности сотрудников в работу и уровень их удовлетворенности жизнью снижаются по всему миру. Авторы доклада подсчитали, что из-за низкой вовлеченности сотрудников мировая экономика теряет $8,9 трлн в год, что равняется 9% мирового ВВП. А в России, по оценке hh.ru, о благополучии сотрудников заботится менее 40% компаний.

Меня зовут Мария Николенко, я HR-директор KODE и в статье расскажу о том, как использовать концепцию well-being, чтобы создать комфортную рабочую среду и сберечь кадры.

Что такое well-being

Well-being — концепция, согласно которой общее жизненное благополучие сотрудника держится на пяти столпах: физическом, психическом, карьерном, финансовом и социальном благополучии. И если компания-работодатель заинтересована в том, чтобы высококвалифицированные и вовлеченные специалисты работали в ней долго и счастливо, ей нужно заботиться о сотрудниках по всем этим направлениям.

Суть проста. Базовое благополучие сотрудника можно декомпозировать на следующие части:

  • Физика: ощущение себя здоровым, легкий доступ к медицине по ДМС, возможно — физическая активность.

  • Психика: спокойные и комфортные рабочие дни.

  • Карьера: понимание, в каком направлении идет профессиональное развитие и ощущение прогресса.

  • Финансы: уровень зарплаты, соответствующий потребностям.

  • Социум: удовольствие от общения с коллегами.

Когда компания закрывает потребности сотрудника, он сохраняет время, силы и психическую энергию. Сотрудник не тратит их на терпение дискомфорта, заглушение внутренней тревоги и другие страдания, занимается своим делом в спокойных условиях и придумывает более качественные решения.

HR-отдел может повлиять не на все пункты из этого списка. Например, если сотрудник испытывает фрустрацию из-за того, что гиперконтролирующий заказчик держит его в постоянном напряжении — HR выслушает и поддержит коллегу, но не сможет в корне изменить ситуацию. Тем не менее, ситуации бывают разные, и у HR-специалистов есть множество инструментов для того, чтобы помочь сотрудникам и подстроить свою работу под блоки, перечисленные выше.

Что может делать компания по пяти направлениям well-being

Рассмотрим каждую область благополучия по отдельности, постараемся нащупать проблему и определить зону влияния для HR-специалиста.

  1. Физическое здоровье

Если вы бегаете по утрам — респект! Если нет, ничего страшного: большинство офисных сотрудников тоже не находят в себе сил на этот подвиг.

Когда сотрудник хочет вести здоровый образ жизни, чаще всего он сидит на работе 8-9 часов, а затем едет в зал/студию йоги/отправляется на пробежку (нужное подчеркнуть). Ради этого с утра ему надо захватить из дома сумку со спортивной формой, набором для душа и сменной обувью, а также дополнительную еду в контейнере. Ради этого он вернется домой поздним вечером и успеет сделать примерно ничего. В целом, это не непосильная задача, но она занимает много времени и сил — логично, что немногие из нас живут в режиме регулярного спорта.

Компания не может увеличить количество часов в сутках, но может создать условия, которые помогут сотруднику быть активным. Например:

  • Частично или целиком компенсировать абонемент в зал, слот на забег и оплату других занятий.

  • Проводить легкую разминку для всех желающих в середине дня (не в счет обеда!).

  • Арендовать поле для футбола или баскетбола, если в чатах наберется две команды из желающих сыграть.

  • Обустроить мини-спортзал с душевой прямо в офисе или велопарковку рядом со входом.

  • Предложить соревнования по кикеру, настольному теннису, стоянию в планке и чему душе угодно.

В идеале нужно вписать активность в день сотрудника так, чтобы ему пришлось минимально менеджерить ее самому.

Также в пункт «Забота о физическом здоровье» входит упрощение доступа к медицине вроде оформления полисов ДМС. На них отдельно останавливаться не будем, поскольку преимущество варианта «При болезни вызвать врача на дом» над вариантом «При болезни встать, собраться, дойти до районной поликлиники, три часа просидеть в очереди и вернуться окончательно заболевшим» кажется очевидным. Не говоря уже о том, что из-за волокиты с оформлением больничных сотрудники нередко не дают себе отлежаться, из последних сил приползают в офис и заражают коллег.

  1. Психическое здоровье

Работа (по крайней мере, у нас в IT) — это решение сложных задач с высоким уровнем ответственности в условиях ограниченного времени. Когнитивная нагрузка, срочность, полная или частичная неизвестность — все это приводит сотрудника в состояние перманентного психологического дискомфорта. А еще бывают коллеги-токсики, раздраженные заказчики и менеджеры с планами по выполнению пятилетки в четыре года.

Что с этим может сделать компания:

  • Создать безопасное пространство, в которое сотрудник может прийти и выговориться. Это может быть общий чат для того, чтобы писать в него «Ааа как же меня все бесят!». Это может быть корпоративный психолог. Это может быть HR-специалист, который сочувственно выслушает и поможет с решением. Главное — человек не должен оставаться с напряжением один на один и выплескивать его без опасений, что его слова повлияют на отношение к нему со стороны компании.

  • Организовать психологические тренинги со специалистами на темы, которые можно применить к работе. Например — как корректно давать обратную связь, чтобы не обидеть коллегу, как уверенно и вежливо говорить «нет» в ситуации, когда это необходимо. Как уберечь себя от выгорания, если ты трудоголик, и что делать с синдромом самозванца. На тренинге сотрудники могут делиться опытом и разбирать конкретные кейсы, и это даст им +100 к ощущению внутренней опоры.

  • Сгладить острые углы на уровне процессов. Банально: если никому не нравится сидеть на созвоне по три часа, отдел может добавить в свой регламент, что на встречу нужно приходить с решением, а не придумывать ее, пока тебя ждут 10 человек. Или провозгласить принципы экологичной коммуникации: например, «Наша цель — критиковать решения и указывать на ошибки так, чтобы потом никого не обнаруживать плачущим в туалете».

Многие компании подключают ДМС, в которое входят сессии с психологом, или оплачивают онлайн-сервисы психологической помощи. Мы, помимо прочего, проводим пульс-опросы, чтобы понимать уровень удовлетворенности сотрудников.

  1. Карьерное развитие

Когда классный специалист ощущает себя белкой в колесе повседневных задач, которая остается на месте, сколько бы ни бежала, он чувствует фрустрацию. Если ему предложат работу, которая будет больше отвечать его запросу на профессиональный рост, он воспользуется этой возможностью, а компания потеряет ценный кадр.

Чтобы так не происходило, эйчарам нужно держать руку на пульсе и придумывать, как предоставить пространство для этого. Например, в некоторых компаниях есть система работы с HiPo-сотрудниками — это специалисты с высоким потенциалом. Обычно для них формируют траекторию развития из двух элементов:

А) Скиллсет — набор профильных навыков. Он показывает, какие навыки нужны для движения по карьерной лестнице. Заскучавшему специалисту можно предложить обучение или прокачку этих навыков.

Б) ИПР — индивидуальный план развития.

Также в компании должна быть понятная система профессионального роста. Ее можно выстроить в три шага:

А) Установить грейды для каждой роли и обозначить разницу между ними. Например, навыки визуального дизайна можно оценивать так:

Б) Прописать пул обязанностей для каждого грейда.

В) Определить, что должен сделать специалист для перехода на следующий грейд: например, освоить новые навыки, достичь конкретных целей или взять на себя ответственность за более сложные процессы.

Прозрачные правила игры помогут сотрудникам чувствовать себя в движении, а не застрявшими на месте, а также сохранять мотивацию в повседневной работе.

4.Финансовое положение

В исследованиях hh.ru о том, что мотивирует сотрудников хорошо работать, материальная компенсация стабильно занимает первое место. Финансовое благополучие обеспечивает достойный уровень жизни, который никому не хочется понижать, поэтому справедливая оплата труда — это гигиенический минимум.

Что компания может сделать в этом направлении:

  • Внедрить регулярный пересмотр зарплаты — например, раз в год или чаще.

  • Индексировать зарплату — гуманная мера в условиях текущей инфляции.

  • Дать сотруднику рычаги для влияния на доход — например, премии за KPI.

  • Компенсировать обеды или совместные завтраки отдела, проезд до офиса, перелеты и проживание на корпоративе, тимбилдинги или курсы английского.

  1. Социальное взаимодействие

Сотрудники проводят на работе около 45 часов в неделю. Большую часть коммуникации составляют созвоны, рабочие переписки и короткие разговоры на кухне. Но удовольствие приходит благодаря качественному и глубокому общению, а его дефицит ведет к подавленности и апатии.

Ощущение благополучной жизни в социуме на работе состоит из таких деталей, как например адекватный менеджмент, культура обратной связи, командная работа и совместное решение творческих задач. Эйчары могут добавить в будни активности, направленные на социальное взаимодействие. Это могут быть:

  • Вечера настолок, Что? Где? Когда?, мафии и других игр.

  • Разговорные клубы, круглые столы, кейс стади.

  • Тимбилдинги — различные мастер-классы, сплавы на сапах, выезды загород.

  • Завтраки всем отделом, заказ пиццы, мороженого, орехов или фруктов в выбранный день недели или даже готовка (при наличии кухни).

Конечно, нужно помнить про деление на экстравертов и интровертов и не навязывать участие в общении — оно должно быть добровольным.

В зону ответственности эйчаров входят стильный мерч компании, интересная внутренняя рассылка с последними новостями, креативная концепция для корпоратива, а также запуск многих других проектов, ориентированных на то, чтобы все почувствовали себя частью классного коллектива, лучше узнали коллег и нашли друзей.

Например, если офисы компании расположены в нескольких городах, сотрудники посещают их редко и это затрудняет коммуникацию в коллективе, стоит придумать ивенты, ради которых все будут собраться. Мы проводим «Странные пятницы» — выбираем страну, объявляем несложный дресс-код в цветах ее флага, и в пятницу устраиваем викторину о культуре этой страны, а затем все вместе пробуем национальную кухню.


Подведем итог: условия работы, которые совсем недавно кому-то казались блажью для избалованных представителей привилегированных профессий, сегодня стали важным условием для найма и удержания высококлассных специалистов.

А что, на ваш взгляд, следует внедрять компаниям, чтобы увеличивать благополучие сотрудников?

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies