Меня зовут Дарья Шелаева и я работаю системным аналитиком в KODE. Когда-то я попала в компанию через стажировку, а теперь стала ментором и сама обучаю начинающих специалистов. Совсем скоро в KODE начнутся осенние стажировки для проджект-менеджеров, тестировщиков и системных аналитиков. Поэтому я хочу поделиться советами, которые помогут стажерам дойти до оффера или, по крайней мере, вынести из обучения максимальную пользу.
Стажировка непростой период: стажер в экспресс-режиме осваивает тонну новой информации, прокачивает хард-скиллы и одновременно борется с фоновым беспокойством. Как выдержать конкуренцию, как подчеркнуть свой прогресс, задавать больше вопросов или делать домашки самостоятельно — эти и другие сомнения заставляют стажеров нервничать и переживать.
На правах человека, побывавшего по обе стороны оффера, я хочу составить объемную картинку из двух взглядов — стажера и ментора.
Когда я пришла на групповую стажировку, я была не уверена в себе, потому что имела знания уровня «прочитала две статьи по системному анализу и памятку, которую мне прислали KODE». По глубоким вопросам и по качеству домашних работ я видела, что некоторые ребята на голову выше меня. «Сколько бы я ни старалась, не смогу догнать их за месяц обучения, ведь за это время они тоже продвинутся вперед» — думала я в трудные моменты и мысленно прощалась с оффером.
В роли ментора я узнала, что стажеров оценивают индивидуально. Например, отмечают прогресс относительно начала обучения: стажер может прийти технически слабым, но в итоге подняться до среднего уровня, с которым кто-то пришел изначально. Мы замечаем усилия, которые стажер приложил, чтобы оказаться в финальной точке, его способности к быстрому обучению и мотивацию к развитию.
Также мы смотрим на мышление и умение адаптироваться к обстоятельствам. В условиях неопределенности один человек теряется и беспомощно застревает в тупике. Другой человек так же не имеет достаточной информации для решения задачи, но включает логическое мышление, рассуждает и подбирает варианты. Пусть оба не достигают цели, но то, как каждый из них пытался дойти до нее, много говорит об их личных качествах.
Как и в жизни, на стажировке стоит соревноваться только с собой из прошлого, а на конкурентов обращать внимание для того, чтобы позаимствовать у них что-нибудь полезное.
В школе и университете я встречала разных преподавателей: кто-то умудрялся заинтересовать предметом целый класс, а кто-то злорадно занижал оценки, чтобы отобрать у ученика шанс на золотую медаль. Поэтому перед стажировкой я рассуждала логически: если IT-компания не сможет взять на работу всех и заинтересована в лучших, скорее всего, слабых будут валить.
Оказалось, что менторы заинтересованы в прогрессе стажеров и хотят, чтобы как можно больше ребят получили максимальный результат. Они ищут точки взаимопонимания, боятся недооценить усилия подопечных и подбадривают их в сложные минуты. Также менторы дают развернутый фидбек и выделяют слабые и сильные стороны. Они не винят стажера в ошибках и стараются превратить любой недочет в зону роста.
Ошибки — это нормально, главное чтобы стажер делал из них выводы и избегал в будущем.
Когда я была стажером, я не слишком хорошо понимала, как вести себя, чтобы меня заметили, оценили и дали оффер. Должна ли я уточнять у ментора все до мельчайших подробностей или мне лучше не дергать его лишний раз и самой выполнять домашние задания? Что оценят — мою проактивность или мою самостоятельность? А в моменты, когда я чего-то не знаю, лучше сделать вид, что я все знаю или не бояться задать глупый вопрос? Эта неопределенность тревожила меня.
Теперь я сформировала собственный чеклист для стажеров о том, как задать вопрос ментору.
Сначала загуглить. Если пропустить этот этап, ментор увидит, что ты даже не попытался решить вопрос сам. В работе это может стать проблемой — не станешь же все время дергать коллег.
Если Гугл не помог — нужно расширить область поиска и покопаться в артефактах, которые у тебя уже есть: например, в статьях или в базе знаний.
Затем стоит обратиться к резиновой уточке: проговорить вопрос вслух и сформулировать, в чем проблема. Зачастую ответ приходит во время этой практики.
И наконец, можно пару часов подержать вопрос в голове — возможно, на ответ нужно время. Но если вопрос критичный и он блокирует срочную работу, лучше прийти сразу, чем ничего не делать несколько часов.
В любом случае, к ментору нужно приходить с конкретным вопросом и сформированным видением. Рассмотрим, как правильно и неправильно, на конкретном примере.
Начинающий системный аналитик проектирует сервис по доставке посылок. Когда пользователь заказывает посылку, он вручную вводит адрес, а затем добавляет индекс. Опытный специалист поймет, что здесь стоит сделать автоподстановку индекса, потому что для системы это несложно — она в любом случае получает данные при интеграции, а пользователю это упростит жизнь, ведь ему не нужно будет вспоминать индекс и вводить его вручную.
У стажера несколько вариантов:
Четвертый вариант, когда стажер обрисовывает контекст ситуации, демонстрирует, что он пытался, и честно признается, в каком моменте ему нужна помощь — самый оптимальный. Намного лучше, чем стараться быть самостоятельным, но выкатить некачественный результат.
Во время стажировки я не понимала, что будет решающим для менторов перед выставлением оффера, поэтому тревожилась о том, что меня не оценят по достоинству.
Оказалось, что стажер может напрямую спросить у ментора, видно ли его прогресс или он топчется на месте. И вообще, если узнавать обратную связь по своим решениям и гипотезам, можно работать с ней прямо во время стажировки и быстро расти.
Также не стоит стесняться хвалить себя — главное, чтобы это было уместно. Например, на финальной презентации нужно подробно рассказать, чего ты добился за время обучения. Или можно обратить внимание на прогресс в форме благодарности: «Спасибо, что научили тому и тому, раньше я этого не умел, а теперь умею и делаю так».
Я развеяла достаточно заблуждений по теме обучения на стажировке, но вот еще парочка, которые встречаются у новичков в сфере IT:
Представление о том, что работа в IT — это когда ты на чилле, но тебе много платят. Со стороны может показаться, будто здесь у всех высокие зарплаты, и айтишники неторопливо работают, соблюдают идеальный work-life баланс и уходят на саббатикал при первых признаках усталости. На самом деле, в IT есть место и рутине, и сложным проектам, и выгоранию из-за высокой когнитивной нагрузки. При входе в профессию нужно учитывать это и осознавать, что на длинной дистанции высокая зарплата не перебивает подобные минусы.
Желание единожды обучиться профессии и больше ничего не учить. IT — это постоянная гонка за знаниями, в которой нельзя останавливаться, если не хочешь оказаться за бортом. Многие выгорают от этого, и если вам такое не подходит, будет проще подумать о другой сфере.
Мы проводим стажировки для того, чтобы нанять в компанию мотивированных и подходящих нам по духу ребят. Цель обучения — понять, подходят ли стажеры для работы на реальных проектах. Поэтому мы вкладываем свои знания и опыт и ждем в ответ активной отдачи.
Чтобы использовать стажировку с максимальной выгодной для себя:
Держите в фокусе свое развитие и не сравнивайте себя с другими.
Не бойтесь ошибаться, но старайтесь извлекать из ошибок пользу и, по возможности, не повторять их.
Помните, что ментор — ваш главный помощник, а не строгий надсмотрщик или критик.
Не бойтесь демонстрировать свой прогресс, просто делайте это нативно.
Даже если по какой-то причине вам не сделают оффер, вы быстро найдете работу в другой компании, потому что на собеседовании сможете обсудить то, что делали во время обучения у нас, и это выделит вас на фоне других кандидатов.
Приходите к нам на стажировки по проджект-менеджменту, системному анализу и тестированию — все подробности читайте по ссылкам, а мы будем ждать ваши тестовые задания!
А тем, кто долистал до конца, небольшое пожелание: