Чего боятся стажеры в IT
August 15, 2024
preview

Меня зовут Дарья Шелаева и я работаю системным аналитиком в KODE. Когда-то я попала в компанию через стажировку, а теперь стала ментором и сама обучаю начинающих специалистов. Совсем скоро в KODE начнутся осенние стажировки для проджект-менеджеров, тестировщиков и системных аналитиков. Поэтому я хочу поделиться советами, которые помогут стажерам дойти до оффера или, по крайней мере, вынести из обучения максимальную пользу.

Наведем мосты взаимопонимания

Стажировка непростой период: стажер в экспресс-режиме осваивает тонну новой информации, прокачивает хард-скиллы и одновременно борется с фоновым беспокойством. Как выдержать конкуренцию, как подчеркнуть свой прогресс, задавать больше вопросов или делать домашки самостоятельно — эти и другие сомнения заставляют стажеров нервничать и переживать.

На правах человека, побывавшего по обе стороны оффера, я хочу составить объемную картинку из двух взглядов — стажера и ментора.

Достаточно ли я хороша по сравнению с другими

Когда я пришла на групповую стажировку, я была не уверена в себе, потому что имела знания уровня «прочитала две статьи по системному анализу и памятку, которую мне прислали KODE». По глубоким вопросам и по качеству домашних работ я видела, что некоторые ребята на голову выше меня. «Сколько бы я ни старалась, не смогу догнать их за месяц обучения, ведь за это время они тоже продвинутся вперед» — думала я в трудные моменты и мысленно прощалась с оффером.

В роли ментора я узнала, что стажеров оценивают индивидуально. Например, отмечают прогресс относительно начала обучения: стажер может прийти технически слабым, но в итоге подняться до среднего уровня, с которым кто-то пришел изначально. Мы замечаем усилия, которые стажер приложил, чтобы оказаться в финальной точке, его способности к быстрому обучению и мотивацию к развитию.

Также мы смотрим на мышление и умение адаптироваться к обстоятельствам. В условиях неопределенности один человек теряется и беспомощно застревает в тупике. Другой человек так же не имеет достаточной информации для решения задачи, но включает логическое мышление, рассуждает и подбирает варианты. Пусть оба не достигают цели, но то, как каждый из них пытался дойти до нее, много говорит об их личных качествах.

Как и в жизни, на стажировке стоит соревноваться только с собой из прошлого, а на конкурентов обращать внимание для того, чтобы позаимствовать у них что-нибудь полезное.

Все только и ждут, чтобы я ошиблась

В школе и университете я встречала разных преподавателей: кто-то умудрялся заинтересовать предметом целый класс, а кто-то злорадно занижал оценки, чтобы отобрать у ученика шанс на золотую медаль. Поэтому перед стажировкой я рассуждала логически: если IT-компания не сможет взять на работу всех и заинтересована в лучших, скорее всего, слабых будут валить.

Оказалось, что менторы заинтересованы в прогрессе стажеров и хотят, чтобы как можно больше ребят получили максимальный результат. Они ищут точки взаимопонимания, боятся недооценить усилия подопечных и подбадривают их в сложные минуты. Также менторы дают развернутый фидбек и выделяют слабые и сильные стороны. Они не винят стажера в ошибках и стараются превратить любой недочет в зону роста.

Ошибки — это нормально, главное чтобы стажер делал из них выводы и избегал в будущем.

Быть самостоятельной или задавать вопросы

Когда я была стажером, я не слишком хорошо понимала, как вести себя, чтобы меня заметили, оценили и дали оффер. Должна ли я уточнять у ментора все до мельчайших подробностей или мне лучше не дергать его лишний раз и самой выполнять домашние задания? Что оценят — мою проактивность или мою самостоятельность? А в моменты, когда я чего-то не знаю, лучше сделать вид, что я все знаю или не бояться задать глупый вопрос? Эта неопределенность тревожила меня.

Теперь я сформировала собственный чеклист для стажеров о том, как задать вопрос ментору.

  • Сначала загуглить. Если пропустить этот этап, ментор увидит, что ты даже не попытался решить вопрос сам. В работе это может стать проблемой — не станешь же все время дергать коллег.

  • Если Гугл не помог — нужно расширить область поиска и покопаться в артефактах, которые у тебя уже есть: например, в статьях или в базе знаний.

  • Затем стоит обратиться к резиновой уточке: проговорить вопрос вслух и сформулировать, в чем проблема. Зачастую ответ приходит во время этой практики.

  • И наконец, можно пару часов подержать вопрос в голове — возможно, на ответ нужно время. Но если вопрос критичный и он блокирует срочную работу, лучше прийти сразу, чем ничего не делать несколько часов.

В любом случае, к ментору нужно приходить с конкретным вопросом и сформированным видением. Рассмотрим, как правильно и неправильно, на конкретном примере.

Начинающий системный аналитик проектирует сервис по доставке посылок. Когда пользователь заказывает посылку, он вручную вводит адрес, а затем добавляет индекс. Опытный специалист поймет, что здесь стоит сделать автоподстановку индекса, потому что для системы это несложно — она в любом случае получает данные при интеграции, а пользователю это упростит жизнь, ведь ему не нужно будет вспоминать индекс и вводить его вручную.

У стажера несколько вариантов:

  1. Не увидеть, что здесь напрашивается автоподстановка индекса.
  2. Написать в требованиях «Здесь нужна автоподстановка», но не объяснить, почему это имеет смысл и как это должно работать.
  3. Прийти к ментору и сказать «Как мне спроектировать автоподстановку индекса?». Это не совсем верно, потому что понять как — это работа стажера.
  4. Прийти к ментору и сказать «Мне кажется, здесь нужна автоподстановка индекса, потому что для пользователя так будет удобнее, а в системе не придется много доделывать. Я прочитал документацию и посмотрел, как это реализовано у конкурентов, но все равно не до конца понимаю, на что именно обратить внимание здесь, чтобы спроектировать лучшее решение».

Четвертый вариант, когда стажер обрисовывает контекст ситуации, демонстрирует, что он пытался, и честно признается, в каком моменте ему нужна помощь — самый оптимальный. Намного лучше, чем стараться быть самостоятельным, но выкатить некачественный результат.

Выскочек не любят — как тогда обратить на себя внимание

Во время стажировки я не понимала, что будет решающим для менторов перед выставлением оффера, поэтому тревожилась о том, что меня не оценят по достоинству.

Оказалось, что стажер может напрямую спросить у ментора, видно ли его прогресс или он топчется на месте. И вообще, если узнавать обратную связь по своим решениям и гипотезам, можно работать с ней прямо во время стажировки и быстро расти.

Также не стоит стесняться хвалить себя — главное, чтобы это было уместно. Например, на финальной презентации нужно подробно рассказать, чего ты добился за время обучения. Или можно обратить внимание на прогресс в форме благодарности: «Спасибо, что научили тому и тому, раньше я этого не умел, а теперь умею и делаю так».

Что еще стоит учесть стажерам

Я развеяла достаточно заблуждений по теме обучения на стажировке, но вот еще парочка, которые встречаются у новичков в сфере IT:

  • Представление о том, что работа в IT — это когда ты на чилле, но тебе много платят. Со стороны может показаться, будто здесь у всех высокие зарплаты, и айтишники неторопливо работают, соблюдают идеальный work-life баланс и уходят на саббатикал при первых признаках усталости. На самом деле, в IT есть место и рутине, и сложным проектам, и выгоранию из-за высокой когнитивной нагрузки. При входе в профессию нужно учитывать это и осознавать, что на длинной дистанции высокая зарплата не перебивает подобные минусы.

  • Желание единожды обучиться профессии и больше ничего не учить. IT — это постоянная гонка за знаниями, в которой нельзя останавливаться, если не хочешь оказаться за бортом. Многие выгорают от этого, и если вам такое не подходит, будет проще подумать о другой сфере.

Вывод

Мы проводим стажировки для того, чтобы нанять в компанию мотивированных и подходящих нам по духу ребят. Цель обучения — понять, подходят ли стажеры для работы на реальных проектах. Поэтому мы вкладываем свои знания и опыт и ждем в ответ активной отдачи.

Чтобы использовать стажировку с максимальной выгодной для себя:

  • Держите в фокусе свое развитие и не сравнивайте себя с другими.

  • Не бойтесь ошибаться, но старайтесь извлекать из ошибок пользу и, по возможности, не повторять их.

  • Помните, что ментор — ваш главный помощник, а не строгий надсмотрщик или критик.

  • Не бойтесь демонстрировать свой прогресс, просто делайте это нативно.

Даже если по какой-то причине вам не сделают оффер, вы быстро найдете работу в другой компании, потому что на собеседовании сможете обсудить то, что делали во время обучения у нас, и это выделит вас на фоне других кандидатов.

Приходите к нам на стажировки по проджект-менеджменту, системному анализу и тестированию — все подробности читайте по ссылкам, а мы будем ждать ваши тестовые задания!

А тем, кто долистал до конца, небольшое пожелание:

The site uses cookies, which allows you to receive information about you. This is necessary to improve the site. By continuing to use the site, you agree to the use of cookies - more details in our Policy on the processing of personal data