Кто такие чаптер-лиды и зачем они хэду
October 11, 2024
preview

Я — Петр Жуков, Head of QA в KODE. Когда-то я управлял небольшим отделом тестирования, и в мои обязанности, в том числе, входило обеспечение комфорта и профессионального развития сотрудников. Постепенно отдел вырос в несколько раз, и моего времени перестало хватать на эти задачи. Поэтому я ввел роль чаптер-лидов — в статье рассказываю, кто это такие и зачем нужны.

Как все было раньше

Когда-то наш департамент был отделом и состоял всего из семи инженеров по тестированию. Как тимлид, я управлял отделом и обеспечивал комфорт и профессиональное развитие сотрудников. Помимо еженедельного мониторинга настроений вместе с HR, у меня было два основных инструмента:

  1. One-On-One (O3). Раз в 1,5 месяца я проводил встречи, на которых общался с сотрудником о том, что ему нравится и не нравится в работе. Так я узнавал точки дискомфорта и устранял их.
  2. Performance review (PR).Раз в полгода я проводил встречи, на которых оценивал работу сотрудника за предыдущие шесть месяцев и учитывал фидбек команды. А затем сверял планы на будущее и формировал его персональный план развития на следующие полгода.

Благодаря O3 и PR я был вовлеченным руководителем, чувствовал настроение в команде и вовремя решал проблемы. Сотрудники видели, что они важны и нужны не только в пределах рабочих задач, а также развивались в соответствии со своими амбициями. Конечно, идеальной картинки не было: не ко всем удавалось найти подход, не у всех получалось влиться в команду.

Со временем компания выросла. Отдел тестирования увеличился вместе с ней, а еще к нам присоединились инженеры технической поддержки. Так мы превратились в департамент, в котором было уже далеко не семь инженеров — например, сейчас их 32, и рост продолжается. При увеличении числа сотрудников увеличилось и время, нужное на O3 и PR. У меня такого количества времени не было. Также в отделе не было очереди из желающих стать фултайм-лидом, моим заместителем: все понимали, что смена вектора развития с технического на менеджерский в долгосрочной перспективе означает просадку по хард-скиллам.

Поэтому я ввел новую роль: чаптер-лидов. В статье расскажу, кто это такие и зачем нужны.

Кто такие чаптер-лиды

Чаптер-лид — это сотрудник, который:

  • Выполняет свою основную работу — в нашем случае, работу инженера по тестированию.
  • Заботится о комфорте сотрудников чаптера.
  • Отвечает за их профессиональное развитие.Занимается административным сопровождением.
  • Занимается административным сопровождением.
  • Распределяет ресурсы внутри чаптера.
  • Собеседует кандидатов.
  • Развивает департамент QA.

Чаптер — это группа из четырех-пяти инженеров (в идеале), для которой чаптер-лид все это делает.

Обычно мы формируем чаптер на основе команды большого проекта, в которую входят проектный QA-лид и несколько инженеров. Также добавляем к ним несколько сотрудников с маленьких проектов. Такая группировка позволяет чаптер-лиду расходовать меньше мыслетоплива, потому что он уже наладил доверительные отношения с сотрудниками, знает контекст их работы и проекта, понимает технический и софтовый уровни. Иногда приходится формировать чаптер исключительно из сотрудников небольших проектов. Это увеличивает нагрузку на чаптер-лида, потому что ему приходится погружаться в контекст незнакомых проектов.

Роль чаптер-лида подходит не всем, а тем, кто:

  • Умеет и хочет общаться с людьми и выявлять их проблемы.
  • Стремится быть ментором: делиться знаниями, помогать в развитии.
  • Глубоко понимает процессы компании и отдела и может поддерживать их в своем чаптере.

Разберем обязанности чаптер-лида

Управление комфортом

Мы выделяем следующие источники дискомфорта во время работы:

  • Проект и коммуникация. На проекте сотруднику должны нравиться его обязанности, предметная область, процессы, инфраструктура и технологии. Коммуникация должна быть адекватной, без токсичности или затяжных согласований.
  • Профессиональный рост. Сотрудник должен ощущать развитие своих скиллов. У него должны быть время и силы, чтобы учиться новому, чувствовать драйв и получать удовольствие.
  • Финансовый рост. Для финансового комфорта важно, чтобы сотрудник знал график роста его дохода и был с ним согласен. Значит, как минимум, такой график должен существовать и компании нужно его соблюдать.
  • Рабочая техника, рабочее место, график и формат работы. Техника должна справляться с задачами, которые сотрудник выполняет на проекте, а рабочее место, график и формат работы просто должны быть удобными.

Чаптер-лид работает с источниками дискомфорта в пределах зоны ответственности и полномочий.

Пример 1

QC-engineer перешел на новый проект и завершил онбординг. Он немного поработал на проекте и понял, что из-за слишком гибких процессов часто меняются приоритеты. Например, формально декларируется подход с покрытием фичи чек-листами и составлением тест-рана, но на деле он не всегда реализуется из-за смещения приоритета от качества к скорости. И это угнетает инженера, который привык делать работу качественно.

У чаптер-лида несколько вариантов:

  • Разобраться, почему на проекте сложились такие процессы. Что можно поменять, какие QA-практики ввести, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону. Это самый трудоемкий вариант, зато он исправит причину в корне.
  • Перевести сотрудника на другой проект с более налаженными процессами. Если такой проект есть в отделе, сотрудник будет работать на нем в привычных условиях, и это решит проблему.
  • Изменить майндсет сотрудника. Объяснить, что проекты бывают разные, и там, где постоянный аврал, можно попробовать научиться обеспечивать качество быстро и с минимальными потерями.

Пример 2

Инженер по тестированию работает удаленно. Согласно конфигурационному набору, smoke-тестирование на проекте должно проходить на Android 14 и/или на iPhone Pro Max. А у него для тестов есть лишь Android 12 или iPhone другой модели. В результате он тестирует на личном iPhone Pro Max, и у него размывается граница между личным и рабочим.

Чаптер-лид может прислать ему ссылку на описание процесса заказа техники, а затем убедиться, что сотрудник правильно завел тикет на выдачу устройства и проконтролировать исполнителей.

Пример 3

Сотрудник только что окончил стажировку и пришел в команду. На высокой мотивации он работает по 10 часов в день и считает, что должен делать все на уровне коллег с опытом в два-три года работы.

Чаптер-лид может объяснить ему, что:

  • Несоблюдение баланса между работой и жизнью приводит к выгоранию.
  • Успешность испытательного срока измеряется не по внутренним ощущениям сотрудника, а по плану онбординга на три месяца.
  • Если проджект-менеджер говорит, что задачу нужно сделать за четыре часа, но сотрудник знает, что будет делать ее два дня, ему лучше озвучить это прямо на дейлике. С одной стороны, это позволит соблюсти баланс между работой и жизнью, с другой — покажет проджект-менеджеру реальную capacity команды по тестированию.

Также чаптер-лид может перевести вчерашнего стажера на проект с опытным QA, который распределяет задачи сам и служит фильтром между проджект-менеджером и командой тестирования.

Профессиональное развитие сотрудников

Здесь чаптер-лид играет роль скорее драйвера, чем учителя — направляет и помогает расти. Он ставит задачи с учетом интересов сотрудника, потребностей проекта и процессов, принятых в департаменте, а также:

  • проводит Performance Review раз в полгода;
  • контролирует продвижение по PDP — плану персонального развития;
  • подготавливает адаптационный план и проводит онбординг новичков на проектах;
  • ставит задачи на технологизацию.

Пример 1

Сотрудник уровня «test engineer» — так мы называем джуниоров, уже освоил все навыки на этом уровне. Он научился писать тестовую документацию согласно требованиям, вручную тестировать API через Postman, выполнять манипуляцию HTTP-трафиком через Charles и понимать КСВ. Теперь он хочет на следующий уровень: стать QC-инженером — так мы называем мидлов.

Чтобы дать ему пространство для освоения новых навыков, чаптер-лид оценивает потребности проекта. Допустим, он обнаруживает проблему во взаимодействии между проджект-менеджментом и тестированием — информация не доходит или некорректно воспринимается. Чаптер-лид понимает, как решить проблему: составить мануальные тест-планы, написать тест-раны, согласовать их с проджект-менеджментом и подсветить риски, по результатам тестирования предоставить QA sign-off и затем провести пост-релизный мониторинг. Он соотносит эти задачи с интересами сотрудника и предлагает их выполнить. А в помощь присылает ссылки с описанием этих процессов из фреймворка ручного тестирования департамента. Так сотрудник осваивает новые навыки, а проект избавляется от проблемы.

Пример 2

Сотрудник освоил ручные процессы управления качеством проекта, либо они стали ему неинтересны, и теперь он хочет развиваться технически. Чаптер-лид может предложить ему изучить или консолидировать опыт по нагрузочному тестированию на JMeter или Python+Locust. При этом он знает, кто и на каких проектах уже выполнял нагрузочное тестирование и может подсказать, к кому обратиться, а еще посоветует разделы в базе знаний, обучающие курсы, книги или статьи по теме. В результате специалист получит новый опыт, который пойдет ему в зачет при повышении грейда, а польза от его ресерча пригодится не только одному проекту, но и департаменту в целом.

Административное сопровождение

Чаптер-лид согласовывает для сотрудников чаптера:

  • отпуска,
  • формат работы — очный, удаленный или гибридный,
  • отгулы, переработки и другие изменения графика,
  • командировки,
  • больничные.

А также верифицирует часы технологизации.

Head of QA не имеет полного контекста по каждому проекту. Для того, чтобы принять взвешенное и аргументированное решение по отпуску сотрудника, которое не повлияет на производство, ему придется погружаться в контекст проекта. Например, понять зону ответственности инженера и проверить, есть ли кому временно передать его обязанности. Чаптер-лид в курсе контекста по проекту, поэтому он может обоснованно согласовать сотруднику нужные даты или предложить альтернативу.

Собеседования

Чаптер-лид проводит собеседования кандидатов. Он знакомится с вакансией, отбирает резюме из тех, которые присылает рекрутер, проводит собеседование и передает руководителю фидбек. Head of QA анализирует фидбек чаптер-лида и рекрутера и на основании них принимает решение.

Поскольку внимание Head of QA нужно только на финальном этапе, отдел тестирования успевает просмотреть больше кандидатов и быстрее пройти этапы от первого контакта с соискателем до его трудоустройства.

Развитие департамента QA

Участие в клубе чаптер-лидов

Чаптер-лид клаб — это встречи менеджмента департамента тестирования, на которых мы раз в две недели обсуждаем новости и задачи по развитию.

Основной инструмент планирования на таких встречах — это канбан-доска в Jira и связанная с ней диаграмма Ганта, которые отображают развитие департамента с ресурсной, процессной и технической стороны. Сейчас у нас три вектора: профессиональное развитие инженеров по тестированию, увеличение эффективности производства там, где мы можем на него влиять, и исследование новых технологий.

Цели:

  1. Сделать развитие департамента тестирования более прозрачным.
  2. Дать сотрудникам возможность предлагать направления для развития.
  3. Ставить амбициозные и труднодостижимые цели, и обозначать ключевые результаты по методике OKR, чтобы повышать мотивацию сотрудников и сохранять фокус на приоритетных целях.

Также нам нужна определенность в направлениях развития департамента: к чему мы стремимся с точки зрения технологий, процессов, хардов и скиллов. Клуб чаптер-лидов позволяет спланировать и визуализировать это, например:

  • Создать должность Fullstack Quality Engineer.
  • Изменить программу осенней стажировки.
  • Описать процесс тестирования разговорных продуктов.
  • Актуализировать парк тестовых устройств KGD.
  • Внедрить «коробку» нагрузочного тестирования через Jmeter.
  • Усовершенствовать Performance Review.

Участие в клубе QA

Клуб QA — это встречи инженеров по тестированию для прокачивания технических и софт-скиллов, обмена опытом и общения с коллегами вне проектных активностей.

Чаптер-лид может выступать драйвером для клуба QA. Например, он может изучить программу конференции Гейзенбаг, выбрать один блок или несколько докладов в разных блоках и инициировать его совместный просмотр. А после просмотра начнет дискуссию, вовлечет всех в нее и будет модерировать обсуждение.

Участие в стажировках

В нашей компании стажировки по направлению QA проходят примерно раз в год. Они бывают двух видов:

  • Менторские, на которых стажера обучает ментор.
  • Лекционные, на которых группа стажеров слушает лекции, как в университете.

На лекционной стажировке чаптер-лид сначала может помогать с привлечением аудитории — ведет прямые эфиры, пишет статьи и посты в соцсети. Затем проверяет тестовые задания, собеседует стажеров и подготавливает лекции. Во время обучения он ведет занятия, ставит оценки за домашнюю работу, присутствует на защите финального проекта и принимает решение о найме.

Во время менторской стажировки чаптер-лид берет на себя роль ментора. Он делает для менти индивидуальный план для развития и двигается с ним по этому плану — корректирует, подсказывает, отмечает успехи.

Система чаптеров позволяет освободить время Head of QA для более стратегических задач, равномерно распределить обязанности в департаменте и сохранить внимательное отношение к потребностям сотрудников.

By using our site you agree that we use cookies