Кто такие чаптер-лиды и зачем они хэду
October 11, 2024
preview

Я — Петр Жуков, Head of QA в KODE. Когда-то я управлял небольшим отделом тестирования, и в мои обязанности, в том числе, входило обеспечение комфорта и профессионального развития сотрудников. Постепенно отдел вырос в несколько раз, и моего времени перестало хватать на эти задачи. Поэтому я ввел роль чаптер-лидов — в статье рассказываю, кто это такие и зачем нужны.

Как все было раньше

Когда-то наш департамент был отделом и состоял всего из семи инженеров по тестированию. Как тимлид, я управлял отделом и обеспечивал комфорт и профессиональное развитие сотрудников. Помимо еженедельного мониторинга настроений вместе с HR, у меня было два основных инструмента:

  1. One-On-One (O3). Раз в 1,5 месяца я проводил встречи, на которых общался с сотрудником о том, что ему нравится и не нравится в работе. Так я узнавал точки дискомфорта и устранял их.
  2. Performance review (PR).Раз в полгода я проводил встречи, на которых оценивал работу сотрудника за предыдущие шесть месяцев и учитывал фидбек команды. А затем сверял планы на будущее и формировал его персональный план развития на следующие полгода.

Благодаря O3 и PR я был вовлеченным руководителем, чувствовал настроение в команде и вовремя решал проблемы. Сотрудники видели, что они важны и нужны не только в пределах рабочих задач, а также развивались в соответствии со своими амбициями. Конечно, идеальной картинки не было: не ко всем удавалось найти подход, не у всех получалось влиться в команду.

Со временем компания выросла. Отдел тестирования увеличился вместе с ней, а еще к нам присоединились инженеры технической поддержки. Так мы превратились в департамент, в котором было уже далеко не семь инженеров — например, сейчас их 32, и рост продолжается. При увеличении числа сотрудников увеличилось и время, нужное на O3 и PR. У меня такого количества времени не было. Также в отделе не было очереди из желающих стать фултайм-лидом, моим заместителем: все понимали, что смена вектора развития с технического на менеджерский в долгосрочной перспективе означает просадку по хард-скиллам.

Поэтому я ввел новую роль: чаптер-лидов. В статье расскажу, кто это такие и зачем нужны.

Кто такие чаптер-лиды

Чаптер-лид — это сотрудник, который:

  • Выполняет свою основную работу — в нашем случае, работу инженера по тестированию.
  • Заботится о комфорте сотрудников чаптера.
  • Отвечает за их профессиональное развитие.Занимается административным сопровождением.
  • Занимается административным сопровождением.
  • Распределяет ресурсы внутри чаптера.
  • Собеседует кандидатов.
  • Развивает департамент QA.

Чаптер — это группа из четырех-пяти инженеров (в идеале), для которой чаптер-лид все это делает.

Обычно мы формируем чаптер на основе команды большого проекта, в которую входят проектный QA-лид и несколько инженеров. Также добавляем к ним несколько сотрудников с маленьких проектов. Такая группировка позволяет чаптер-лиду расходовать меньше мыслетоплива, потому что он уже наладил доверительные отношения с сотрудниками, знает контекст их работы и проекта, понимает технический и софтовый уровни. Иногда приходится формировать чаптер исключительно из сотрудников небольших проектов. Это увеличивает нагрузку на чаптер-лида, потому что ему приходится погружаться в контекст незнакомых проектов.

Роль чаптер-лида подходит не всем, а тем, кто:

  • Умеет и хочет общаться с людьми и выявлять их проблемы.
  • Стремится быть ментором: делиться знаниями, помогать в развитии.
  • Глубоко понимает процессы компании и отдела и может поддерживать их в своем чаптере.

Разберем обязанности чаптер-лида

Управление комфортом

Мы выделяем следующие источники дискомфорта во время работы:

  • Проект и коммуникация. На проекте сотруднику должны нравиться его обязанности, предметная область, процессы, инфраструктура и технологии. Коммуникация должна быть адекватной, без токсичности или затяжных согласований.
  • Профессиональный рост. Сотрудник должен ощущать развитие своих скиллов. У него должны быть время и силы, чтобы учиться новому, чувствовать драйв и получать удовольствие.
  • Финансовый рост. Для финансового комфорта важно, чтобы сотрудник знал график роста его дохода и был с ним согласен. Значит, как минимум, такой график должен существовать и компании нужно его соблюдать.
  • Рабочая техника, рабочее место, график и формат работы. Техника должна справляться с задачами, которые сотрудник выполняет на проекте, а рабочее место, график и формат работы просто должны быть удобными.

Чаптер-лид работает с источниками дискомфорта в пределах зоны ответственности и полномочий.

Пример 1

QC-engineer перешел на новый проект и завершил онбординг. Он немного поработал на проекте и понял, что из-за слишком гибких процессов часто меняются приоритеты. Например, формально декларируется подход с покрытием фичи чек-листами и составлением тест-рана, но на деле он не всегда реализуется из-за смещения приоритета от качества к скорости. И это угнетает инженера, который привык делать работу качественно.

У чаптер-лида несколько вариантов:

  • Разобраться, почему на проекте сложились такие процессы. Что можно поменять, какие QA-практики ввести, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону. Это самый трудоемкий вариант, зато он исправит причину в корне.
  • Перевести сотрудника на другой проект с более налаженными процессами. Если такой проект есть в отделе, сотрудник будет работать на нем в привычных условиях, и это решит проблему.
  • Изменить майндсет сотрудника. Объяснить, что проекты бывают разные, и там, где постоянный аврал, можно попробовать научиться обеспечивать качество быстро и с минимальными потерями.

Пример 2

Инженер по тестированию работает удаленно. Согласно конфигурационному набору, smoke-тестирование на проекте должно проходить на Android 14 и/или на iPhone Pro Max. А у него для тестов есть лишь Android 12 или iPhone другой модели. В результате он тестирует на личном iPhone Pro Max, и у него размывается граница между личным и рабочим.

Чаптер-лид может прислать ему ссылку на описание процесса заказа техники, а затем убедиться, что сотрудник правильно завел тикет на выдачу устройства и проконтролировать исполнителей.

Пример 3

Сотрудник только что окончил стажировку и пришел в команду. На высокой мотивации он работает по 10 часов в день и считает, что должен делать все на уровне коллег с опытом в два-три года работы.

Чаптер-лид может объяснить ему, что:

  • Несоблюдение баланса между работой и жизнью приводит к выгоранию.
  • Успешность испытательного срока измеряется не по внутренним ощущениям сотрудника, а по плану онбординга на три месяца.
  • Если проджект-менеджер говорит, что задачу нужно сделать за четыре часа, но сотрудник знает, что будет делать ее два дня, ему лучше озвучить это прямо на дейлике. С одной стороны, это позволит соблюсти баланс между работой и жизнью, с другой — покажет проджект-менеджеру реальную capacity команды по тестированию.

Также чаптер-лид может перевести вчерашнего стажера на проект с опытным QA, который распределяет задачи сам и служит фильтром между проджект-менеджером и командой тестирования.

Профессиональное развитие сотрудников

Здесь чаптер-лид играет роль скорее драйвера, чем учителя — направляет и помогает расти. Он ставит задачи с учетом интересов сотрудника, потребностей проекта и процессов, принятых в департаменте, а также:

  • проводит Performance Review раз в полгода;
  • контролирует продвижение по PDP — плану персонального развития;
  • подготавливает адаптационный план и проводит онбординг новичков на проектах;
  • ставит задачи на технологизацию.

Пример 1

Сотрудник уровня «test engineer» — так мы называем джуниоров, уже освоил все навыки на этом уровне. Он научился писать тестовую документацию согласно требованиям, вручную тестировать API через Postman, выполнять манипуляцию HTTP-трафиком через Charles и понимать КСВ. Теперь он хочет на следующий уровень: стать QC-инженером — так мы называем мидлов.

Чтобы дать ему пространство для освоения новых навыков, чаптер-лид оценивает потребности проекта. Допустим, он обнаруживает проблему во взаимодействии между проджект-менеджментом и тестированием — информация не доходит или некорректно воспринимается. Чаптер-лид понимает, как решить проблему: составить мануальные тест-планы, написать тест-раны, согласовать их с проджект-менеджментом и подсветить риски, по результатам тестирования предоставить QA sign-off и затем провести пост-релизный мониторинг. Он соотносит эти задачи с интересами сотрудника и предлагает их выполнить. А в помощь присылает ссылки с описанием этих процессов из фреймворка ручного тестирования департамента. Так сотрудник осваивает новые навыки, а проект избавляется от проблемы.

Пример 2

Сотрудник освоил ручные процессы управления качеством проекта, либо они стали ему неинтересны, и теперь он хочет развиваться технически. Чаптер-лид может предложить ему изучить или консолидировать опыт по нагрузочному тестированию на JMeter или Python+Locust. При этом он знает, кто и на каких проектах уже выполнял нагрузочное тестирование и может подсказать, к кому обратиться, а еще посоветует разделы в базе знаний, обучающие курсы, книги или статьи по теме. В результате специалист получит новый опыт, который пойдет ему в зачет при повышении грейда, а польза от его ресерча пригодится не только одному проекту, но и департаменту в целом.

Административное сопровождение

Чаптер-лид согласовывает для сотрудников чаптера:

  • отпуска,
  • формат работы — очный, удаленный или гибридный,
  • отгулы, переработки и другие изменения графика,
  • командировки,
  • больничные.

А также верифицирует часы технологизации.

Head of QA не имеет полного контекста по каждому проекту. Для того, чтобы принять взвешенное и аргументированное решение по отпуску сотрудника, которое не повлияет на производство, ему придется погружаться в контекст проекта. Например, понять зону ответственности инженера и проверить, есть ли кому временно передать его обязанности. Чаптер-лид в курсе контекста по проекту, поэтому он может обоснованно согласовать сотруднику нужные даты или предложить альтернативу.

Собеседования

Чаптер-лид проводит собеседования кандидатов. Он знакомится с вакансией, отбирает резюме из тех, которые присылает рекрутер, проводит собеседование и передает руководителю фидбек. Head of QA анализирует фидбек чаптер-лида и рекрутера и на основании них принимает решение.

Поскольку внимание Head of QA нужно только на финальном этапе, отдел тестирования успевает просмотреть больше кандидатов и быстрее пройти этапы от первого контакта с соискателем до его трудоустройства.

Развитие департамента QA

Участие в клубе чаптер-лидов

Чаптер-лид клаб — это встречи менеджмента департамента тестирования, на которых мы раз в две недели обсуждаем новости и задачи по развитию.

Основной инструмент планирования на таких встречах — это канбан-доска в Jira и связанная с ней диаграмма Ганта, которые отображают развитие департамента с ресурсной, процессной и технической стороны. Сейчас у нас три вектора: профессиональное развитие инженеров по тестированию, увеличение эффективности производства там, где мы можем на него влиять, и исследование новых технологий.

Цели:

  1. Сделать развитие департамента тестирования более прозрачным.
  2. Дать сотрудникам возможность предлагать направления для развития.
  3. Ставить амбициозные и труднодостижимые цели, и обозначать ключевые результаты по методике OKR, чтобы повышать мотивацию сотрудников и сохранять фокус на приоритетных целях.

Также нам нужна определенность в направлениях развития департамента: к чему мы стремимся с точки зрения технологий, процессов, хардов и скиллов. Клуб чаптер-лидов позволяет спланировать и визуализировать это, например:

  • Создать должность Fullstack Quality Engineer.
  • Изменить программу осенней стажировки.
  • Описать процесс тестирования разговорных продуктов.
  • Актуализировать парк тестовых устройств KGD.
  • Внедрить «коробку» нагрузочного тестирования через Jmeter.
  • Усовершенствовать Performance Review.

Участие в клубе QA

Клуб QA — это встречи инженеров по тестированию для прокачивания технических и софт-скиллов, обмена опытом и общения с коллегами вне проектных активностей.

Чаптер-лид может выступать драйвером для клуба QA. Например, он может изучить программу конференции Гейзенбаг, выбрать один блок или несколько докладов в разных блоках и инициировать его совместный просмотр. А после просмотра начнет дискуссию, вовлечет всех в нее и будет модерировать обсуждение.

Участие в стажировках

В нашей компании стажировки по направлению QA проходят примерно раз в год. Они бывают двух видов:

  • Менторские, на которых стажера обучает ментор.
  • Лекционные, на которых группа стажеров слушает лекции, как в университете.

На лекционной стажировке чаптер-лид сначала может помогать с привлечением аудитории — ведет прямые эфиры, пишет статьи и посты в соцсети. Затем проверяет тестовые задания, собеседует стажеров и подготавливает лекции. Во время обучения он ведет занятия, ставит оценки за домашнюю работу, присутствует на защите финального проекта и принимает решение о найме.

Во время менторской стажировки чаптер-лид берет на себя роль ментора. Он делает для менти индивидуальный план для развития и двигается с ним по этому плану — корректирует, подсказывает, отмечает успехи.

Система чаптеров позволяет освободить время Head of QA для более стратегических задач, равномерно распределить обязанности в департаменте и сохранить внимательное отношение к потребностям сотрудников.

The site uses cookies, which allows you to receive information about you. This is necessary to improve the site. By continuing to use the site, you agree to the use of cookies - more details in our Policy on the processing of personal data