Я — Петр Жуков, Head of QA в KODE. Когда-то я управлял небольшим отделом тестирования, и в мои обязанности, в том числе, входило обеспечение комфорта и профессионального развития сотрудников. Постепенно отдел вырос в несколько раз, и моего времени перестало хватать на эти задачи. Поэтому я ввел роль чаптер-лидов — в статье рассказываю, кто это такие и зачем нужны.
Когда-то наш департамент был отделом и состоял всего из семи инженеров по тестированию. Как тимлид, я управлял отделом и обеспечивал комфорт и профессиональное развитие сотрудников. Помимо еженедельного мониторинга настроений вместе с HR, у меня было два основных инструмента:
Благодаря O3 и PR я был вовлеченным руководителем, чувствовал настроение в команде и вовремя решал проблемы. Сотрудники видели, что они важны и нужны не только в пределах рабочих задач, а также развивались в соответствии со своими амбициями. Конечно, идеальной картинки не было: не ко всем удавалось найти подход, не у всех получалось влиться в команду.
Со временем компания выросла. Отдел тестирования увеличился вместе с ней, а еще к нам присоединились инженеры технической поддержки. Так мы превратились в департамент, в котором было уже далеко не семь инженеров — например, сейчас их 32, и рост продолжается. При увеличении числа сотрудников увеличилось и время, нужное на O3 и PR. У меня такого количества времени не было. Также в отделе не было очереди из желающих стать фултайм-лидом, моим заместителем: все понимали, что смена вектора развития с технического на менеджерский в долгосрочной перспективе означает просадку по хард-скиллам.
Поэтому я ввел новую роль: чаптер-лидов. В статье расскажу, кто это такие и зачем нужны.
Чаптер-лид — это сотрудник, который:
Чаптер — это группа из четырех-пяти инженеров (в идеале), для которой чаптер-лид все это делает.
Обычно мы формируем чаптер на основе команды большого проекта, в которую входят проектный QA-лид и несколько инженеров. Также добавляем к ним несколько сотрудников с маленьких проектов. Такая группировка позволяет чаптер-лиду расходовать меньше мыслетоплива, потому что он уже наладил доверительные отношения с сотрудниками, знает контекст их работы и проекта, понимает технический и софтовый уровни. Иногда приходится формировать чаптер исключительно из сотрудников небольших проектов. Это увеличивает нагрузку на чаптер-лида, потому что ему приходится погружаться в контекст незнакомых проектов.
Роль чаптер-лида подходит не всем, а тем, кто:
Мы выделяем следующие источники дискомфорта во время работы:
Чаптер-лид работает с источниками дискомфорта в пределах зоны ответственности и полномочий.
QC-engineer перешел на новый проект и завершил онбординг. Он немного поработал на проекте и понял, что из-за слишком гибких процессов часто меняются приоритеты. Например, формально декларируется подход с покрытием фичи чек-листами и составлением тест-рана, но на деле он не всегда реализуется из-за смещения приоритета от качества к скорости. И это угнетает инженера, который привык делать работу качественно.
У чаптер-лида несколько вариантов:
Инженер по тестированию работает удаленно. Согласно конфигурационному набору, smoke-тестирование на проекте должно проходить на Android 14 и/или на iPhone Pro Max. А у него для тестов есть лишь Android 12 или iPhone другой модели. В результате он тестирует на личном iPhone Pro Max, и у него размывается граница между личным и рабочим.
Чаптер-лид может прислать ему ссылку на описание процесса заказа техники, а затем убедиться, что сотрудник правильно завел тикет на выдачу устройства и проконтролировать исполнителей.
Сотрудник только что окончил стажировку и пришел в команду. На высокой мотивации он работает по 10 часов в день и считает, что должен делать все на уровне коллег с опытом в два-три года работы.
Чаптер-лид может объяснить ему, что:
Также чаптер-лид может перевести вчерашнего стажера на проект с опытным QA, который распределяет задачи сам и служит фильтром между проджект-менеджером и командой тестирования.
Здесь чаптер-лид играет роль скорее драйвера, чем учителя — направляет и помогает расти. Он ставит задачи с учетом интересов сотрудника, потребностей проекта и процессов, принятых в департаменте, а также:
Сотрудник уровня «test engineer» — так мы называем джуниоров, уже освоил все навыки на этом уровне. Он научился писать тестовую документацию согласно требованиям, вручную тестировать API через Postman, выполнять манипуляцию HTTP-трафиком через Charles и понимать КСВ. Теперь он хочет на следующий уровень: стать QC-инженером — так мы называем мидлов.
Чтобы дать ему пространство для освоения новых навыков, чаптер-лид оценивает потребности проекта. Допустим, он обнаруживает проблему во взаимодействии между проджект-менеджментом и тестированием — информация не доходит или некорректно воспринимается. Чаптер-лид понимает, как решить проблему: составить мануальные тест-планы, написать тест-раны, согласовать их с проджект-менеджментом и подсветить риски, по результатам тестирования предоставить QA sign-off и затем провести пост-релизный мониторинг. Он соотносит эти задачи с интересами сотрудника и предлагает их выполнить. А в помощь присылает ссылки с описанием этих процессов из фреймворка ручного тестирования департамента. Так сотрудник осваивает новые навыки, а проект избавляется от проблемы.
Сотрудник освоил ручные процессы управления качеством проекта, либо они стали ему неинтересны, и теперь он хочет развиваться технически. Чаптер-лид может предложить ему изучить или консолидировать опыт по нагрузочному тестированию на JMeter или Python+Locust. При этом он знает, кто и на каких проектах уже выполнял нагрузочное тестирование и может подсказать, к кому обратиться, а еще посоветует разделы в базе знаний, обучающие курсы, книги или статьи по теме. В результате специалист получит новый опыт, который пойдет ему в зачет при повышении грейда, а польза от его ресерча пригодится не только одному проекту, но и департаменту в целом.
Чаптер-лид согласовывает для сотрудников чаптера:
А также верифицирует часы технологизации.
Head of QA не имеет полного контекста по каждому проекту. Для того, чтобы принять взвешенное и аргументированное решение по отпуску сотрудника, которое не повлияет на производство, ему придется погружаться в контекст проекта. Например, понять зону ответственности инженера и проверить, есть ли кому временно передать его обязанности. Чаптер-лид в курсе контекста по проекту, поэтому он может обоснованно согласовать сотруднику нужные даты или предложить альтернативу.
Чаптер-лид проводит собеседования кандидатов. Он знакомится с вакансией, отбирает резюме из тех, которые присылает рекрутер, проводит собеседование и передает руководителю фидбек. Head of QA анализирует фидбек чаптер-лида и рекрутера и на основании них принимает решение.
Поскольку внимание Head of QA нужно только на финальном этапе, отдел тестирования успевает просмотреть больше кандидатов и быстрее пройти этапы от первого контакта с соискателем до его трудоустройства.
Чаптер-лид клаб — это встречи менеджмента департамента тестирования, на которых мы раз в две недели обсуждаем новости и задачи по развитию.
Основной инструмент планирования на таких встречах — это канбан-доска в Jira и связанная с ней диаграмма Ганта, которые отображают развитие департамента с ресурсной, процессной и технической стороны. Сейчас у нас три вектора: профессиональное развитие инженеров по тестированию, увеличение эффективности производства там, где мы можем на него влиять, и исследование новых технологий.
Также нам нужна определенность в направлениях развития департамента: к чему мы стремимся с точки зрения технологий, процессов, хардов и скиллов. Клуб чаптер-лидов позволяет спланировать и визуализировать это, например:
Клуб QA — это встречи инженеров по тестированию для прокачивания технических и софт-скиллов, обмена опытом и общения с коллегами вне проектных активностей.
Чаптер-лид может выступать драйвером для клуба QA. Например, он может изучить программу конференции Гейзенбаг, выбрать один блок или несколько докладов в разных блоках и инициировать его совместный просмотр. А после просмотра начнет дискуссию, вовлечет всех в нее и будет модерировать обсуждение.
В нашей компании стажировки по направлению QA проходят примерно раз в год. Они бывают двух видов:
На лекционной стажировке чаптер-лид сначала может помогать с привлечением аудитории — ведет прямые эфиры, пишет статьи и посты в соцсети. Затем проверяет тестовые задания, собеседует стажеров и подготавливает лекции. Во время обучения он ведет занятия, ставит оценки за домашнюю работу, присутствует на защите финального проекта и принимает решение о найме.
Во время менторской стажировки чаптер-лид берет на себя роль ментора. Он делает для менти индивидуальный план для развития и двигается с ним по этому плану — корректирует, подсказывает, отмечает успехи.
Система чаптеров позволяет освободить время Head of QA для более стратегических задач, равномерно распределить обязанности в департаменте и сохранить внимательное отношение к потребностям сотрудников.