Как подготовиться к выступлению на IT-конференции
November 28, 2024
preview

Как успешно выступить на конференции и что важнее — харизма или сильная техническая экспертиза? Обсуждаем с Андреем Смирновым, опытным докладчиком и участником программных комитетов IT-конференций.

Этот материал — выжимка из выпуска нашего подкаста «Вдруг тут что-то важное». Второй сезон мы посвятили тому, как и зачем разработчику выстраивать и развивать личный бренд. Приходите слушать!)

Можно ли выступать с не-хардовыми темами

Короткий ответ: можно!

Помимо кода, есть много тем, которые всех интересуют — как прокачиваться в карьере и преодолевать сложности, как переключаться между карьерными треками с минимальными потерями, и какие существуют варианты развития, кроме джун-мидл-синьор-тимлид. Важно нащупать тему, в которой ты сильнее остальных. Часто то, в чем мы хороши, кажется супер-очевидным и интуитивно понятным. Но другим это может быть неочевидно, и доклад соберет большой отклик аудитории.

Как выбрать, каким докладчиком быть

Короткий ответ: отталкиваться от своих интересов.

Для начала нужно ответить на вопрос: зачем тебе это надо? Например, я хотел выступать на сцене потому, что мне в кайф на ней находиться. Я не пытался быть учителем, осознавал, что делаю отчасти развлекательный контент, и понимал, что могу восприниматься скорее как шоумен, чем как лектор. Миксовал обучение и развлечение, а уверенности придавала харизма и умение говорить с аудиторией на одном языке.

Что делать со страхом сцены

Короткий ответ: нужно пробовать.

Так бывает: человек думает, что будет держаться плохо, но на сцене расцветает и раскрывается с неожиданной стороны. Тем, у кого по умолчанию есть встроенная харизма, может быть проще, но итоговое впечатление от доклада формируют многие детали. Кто-то глубоко прорабатывает материал и нивелирует слабую харизму. Кто-то приходит с настолько плохой темой, что никакая харизма ее не вытянет. Поэтому нужно замечать и развивать свои сильные стороны.

Иногда в программный комитет приходит пирожочек, который никогда не выступал, и рассказывает, как сделал штуку — и это настолько интересно, что мы говорим ему: «Тебя точно берем, если что, прикроем и дотащим». И помогаем ему на репетициях, прогонах, дорабатываем презентацию. Ведь программный комитет как никто другой заинтересован в том, чтобы все доклады были классными.

Нужна ли космическая презентация

Короткий ответ: необязательно.

Кто-то делает презентации с кучей графики и моушн-дизайна, а кто-то минималистичен. И нельзя сказать, что одних слушать интереснее, чем других. Иногда спикер выступает с замороченной презентацией просто потому, что его компания может себе это позволить. Иногда потому, что он эстет и любит, когда все выглядит красиво и аккуратно.

Невероятный дизайн — не панацея и не необходимость. Я считаю, что можно сделать ТОП-1 выступление даже с простейшей презентацией, но в таком случае нужно быть отличным спикером с шикарным докладом и прокачанным личным брендом.

Например, мне одна компания разработала собственный визуальный стиль, и я его везде использую. Также у меня сложился свой стиль выступления: мне хочется, чтобы человек не просто смотрел в картинку, а смотрел на меня и не засыпал, и презентация была фоновой историей. Поэтому я достаю людей из анабиоза приколами, мемами, адовой динамикой. В презентации может быть 140 слайдов, и на каждый я потрачу 30 секунд. Чем ярче и динамичнее, тем проще рассказывать.

Что учесть при подготовке к выступлению

Короткий ответ: хорошо подготовьтесь, но к возможной неудаче отнеситесь спокойно.

Воспринимайте первый раз как пробу пера: сколько бы ни было прогонов, всего учесть не получится. Лучше заранее быть готовым к низким оценкам или негативным комментариям, и считать их частью процесса.

Люди на сцене не такие, как вне ее. Спикера внезапно может осенить, что сейчас нужно аудитории на самом деле, и он начнет импровизировать. Или от волнения проговорит доклад в два раза быстрее. Начинающему спикеру я советую по-максимуму использовать прогоны: со структурным прогонщиком, с программным комитетом, с тренером от компании, если работаешь в бигтехе. А чтобы не потерять запал от количества повторений, можно остановиться, когда на прогонах перестает добавляться 15% новой информации. Тогда останется только технически прочекаться на сцене за день до конференции.

Я стал себе иногда позволять выступать без прогона. Однажды это сыграло со мной злую шутку: сбили с толку люди, болтающие в полный голос на первом ряду, и я на полминуты завис на одном слайде, потому что не смог перевести метрику с английского на русский. С прогоном бы не завис. В этот момент было важно выдохнуть и спокойно продолжить, потому что изнутри косяки кажутся намного более значимыми, чем людям в зале.

Как построить выступление

Короткий ответ: следовать классическим принципам повествования.

В начале завязка с конфликтом, в середине развитие сюжета, в финале кульминация и завязка. Тогда слушатель не уснет и ему будет интересно следить за докладом. Когда основа будет готова, можно подумать над изюминками: шутками, мемами, интерактивом с аудиторией, и разбавить ими скучные моменты. Нередко такие забавные штуки оставляют главные воспоминания у людей.

Как выбрать тему

Короткий ответ: говорить о том, от чего появляется огонь в глазах.

Когда говоришь о теме, которая волнует лично тебя, расскажешь ее лучше, чем кто бы то ни было.

Я анализирую пространство для вдохновения: беру вопросы, которые мне задавали, смотрю на сайт Call for Papers — это сайт приема заявок на доклады, и там часто бывают интересные темы. Дальше думаю, что могу рассказать по теме, чтобы это было достойно выступления. Придумываю заголовок, тезисы и предлагаю доклад на конференцию. Если его принимают, накидываю мясо: раскручиваю особенные истории, в которых могу показать свой уникальный опыт, придумываю больше кейсов. Креативлю, генерирую идеи, иногда закидываю в ChatGPT, чтобы он добавил нестандартные предложения. Когда структура готова, я создаю черновик презентации и иду обстукивать ее обо всех, об кого только можно. Так узнаю, что неинтересно и можно убрать, а во что нужно углубиться. Затем самостоятельно провожу черновой прогон. Когда доклад сложился в голове, сажусь делать финальную версию.

Вообще подготовка у всех индивидуальная. Я собираю скелет и от поверхности иду в глубину. Кто-то сразу делает слайды. Кому-то нужно максимально подробно расписывать каждый пункт и смотреть, сколько времени он занимает. Каждому нужен свой подход.

С каким настроем выходить на сцену

Короткий ответ: со спокойным и уверенным.

Всем спикерам, которые приходят ко мне на прогоны, я говорю: на время выступления вы — короли сцены. Вы намного более компетентны, чем слушатели. Во-первых, вы имели смелость подать доклад. Во-вторых, потратили время на подготовку, прогоны, переделывание презентации и так далее. Поэтому вы априори лучше подготовлены, чем кто бы то ни был в зале.

В чем секрет успеха

Короткий ответ: в превышении ожиданий аудитории.

Секрет успеха в том, чтобы каждая составляющая доклада была сделана неожиданно хорошо. Если найти холиварную тему, которая у всех на устах, но при этом никто с ней не выступал, совместить с тщательной подготовкой, уверенно держаться на сцене, добавить приколов и чего-то личного — получится отличный доклад.

Хороший пример: Антон Непша выступил с докладом о том, как распознать обманщиков на собеседовании. Последний год много говорят о том, что найм взломан и соискатели накручивают опыт, эта тема на слуху, и слушатели на нее идут. А после того, как пришли, важно чтобы остались довольны и не разочаровались. Тут уже работают истории из жизни, шутки, флоу повествования.


Полную версию этого материала слушайте в подкасте «Вдруг тут что-то важное». Обсуждаем в нем все, что поможет разработчику прокачать личный бренд — как развивать навыки самопрезентации, как бороться с синдромом самозванца, как и зачем развивать свой блог и многое другое.

Спасибо за внимание!

The site uses cookies, which allows you to receive information about you. This is necessary to improve the site. By continuing to use the site, you agree to the use of cookies - more details in our Policy on the processing of personal data