EdTech 2025: как ИИ, блокчейн и метавселенные изменят обучение
November 5, 2024
preview

Мир образования меняется быстрее, чем когда-либо. Это происходит благодаря совершенствованию технологий, новым подходам к обучению, развитию нейросетей. Основные тренды цифровизации образования собрали в статье

Образование — одна из крупнейших отраслей в мире, на ее долю приходится более 6% мирового ВВП. К 2025 объем глобального рынка образования может составить $7,3 трлн. А там, где есть деньги, есть развитие прогрессивных технологий. Изменения в образовании касаются всех уровней: от начальной школы до курсов и университетов.

К 2030 году расходы на образование во всем мире достигнут $10 трлн ― речь об этом идет в исследовании трендов развития человеческого потенциала, проведенном Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Николай Николенко, технический директор IT-компании KODE:

“В 20-летней перспективе для 90% рабочих мест обязательным требованием станет освоение базовых цифровых навыков. Трансформация охватит кибербезопасность, работу с большими данными, этику, правовое регулирование и другие сферы. А почти 2/3 детей, поступивших в школу в 2016 году, будут работать по профессиям, которые еще не существуют”.

Обучение становится персональным

Типовые учебники и нормированные занятия — все это в прошлом. Представьте класс, где каждый ученик получает индивидуальный образовательный опыт. Нейросеть анализирует его предпочтения и личный прогресс и создает план уроков под потребности, возможности, темп и расписание каждого.

К 2028 году объем рынка ИИ в EdTech составит $21 млрд. ИИ становится вторым пилотом преподавателей, который поможет создать планы уроков, слайды презентаций, саммари уроков, оценивать домашние задания и тесты.

Евгений Комаренко, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы, руководитель по цифровизации Комплекса социального развития Москвы:

“Московская электронная школа апробирует генеративные технологии в разных подходах, которые позволяют, например, создавать уникальные учебные материалы и адаптированные задания на основе анализа данных. Эти технологии могут генерировать тексты, задачи и даже мультимедийный контент, что значительно расширяет возможности персонализации обучения. В перспективе генеративные ИИ-системы смогут предлагать инновационные и адаптивные для каждого учащегося методы обучения, еще больше способствуя развитию критического мышления и творческих способностей”.

Технология помогает и ученикам ― исправить код, найти ошибки в сочинении, сократить текст, подыскать референсы. Задача учителя ― объяснить, что нейросеть не заменит человека: ИИ помогает развиваться, но не халтурить.

Занятия становятся иммерсивными

Попасть в Древнюю Месопотамию или изучить кровеносную систему, не выходя из класса? Легко, благодаря виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной реальности (XR).

VR предлагает безопасную среду для учебных экспериментов. Достижения в области AR/VR-гарнитур и смартфонов делают обучение иммерсивным. Технологии переносят учащихся в симуляции. Представьте студентов-историков, изучающих древние цивилизации, или лингвистов, практикующих язык в общении с иностранцами. Медики Сеченовского университета уже делают виртуальные операции и ставят диагнозы пациентам.

Николай Николенко, технический директор IT-компании KODE:

“Рынок смешанной реальности будет расти в среднем на 35% до 2028 года, значительная часть роста придется на сектор образования. Опрос технологической ассоциации высшего образования EDUCAUSE показал, что почти 40% высших учебных заведений внедрили XR как минимум для нескольких проектов, а 12% используют XR в нескольких подразделениях. Технологии расширенной реальности становятся мейнстримом”.

Все больше уроков проводят в интерактивных 3D-пространствах и виртуальных классах, создавая новый опыт у учеников и учителей. Образовательные сценарии позволят погружаться в метавселенные и там получать самые современные знания. К 2030 мировой рынок метавселенных может достичь $5,8 трлн, а среднегодовые темпы роста приблизятся к 45%.

Интерактивные формы могут достучаться до поколения с клиповым мышлением, которые предпочитают слушать, а не читать, смотреть короткие видео и получать спрессованные до основной мысли знания.

Евгений Комаренко:

“Уже сегодня на базе Московской электронной школы учащимся столичных школ доступны уникальные интерактивные инструменты, которые вовлекают ребят в учебный процесс и стимулируют интерес к обучению. Среди них виртуальные лаборатории, которые помогут юным исследователям изучить химические реакции и свойства веществ, сконструировать и запрограммировать своего собственного робота или воссоздать множество экспериментов по физике, химии, технологии и даже позволят превратить цифровое пространство в место виртуальных поединков. Также в МЭШ внедряются и решения на базе искусственного интеллекта, которые взаимодействуют с пользователем в режиме реального времени, анализируют и определяют темы, в освоении которых есть трудности, и выстраивают индивидуальную учебную программу”.

В Японии уже работает первая VR-школа в метавселенной — «Юси Кокусай». Классы проходят заочно, поэтому их могут посещать дети из любой точки мира, а VR-оборудование предоставляется ученикам бесплатно. В учебную программу включены не только общие курсы, но и персональные рекомендации, которые работают на конкретные цели каждого ученика. Помимо уроков, в виртуальной школе, как и в любой другой, будут проходить внеучебные мероприятия — культурные фестивали и киберспортивные соревнования.

Детям дошкольного возраста тоже важно, чтобы образование было интерактивным. Например, в приложении «Английский с Элом» от Skyeng на платформе SberPortal ребенок отправляется в путешествие по разным странам с марсианином Элом и выучивает первые 135 английских слов. По задумке разработчиков, нужно складывать карточки с буквами в слова на столе перед устройством, на котором запущено приложение, система распознает речь ребенка, а камера считывает слова со сложенных карточек.

Учиться в классе и удаленно

Гибридная модель образования — комбинация очного и онлайн-форматов — закрепится в стандартах благодаря адаптивности.

Например, онлайн-школа “Фоксфорд” дает возможность не прерывать обучение детям, которые по различным причинам переезжают вместе с родителями. При условии исключительно офлайн-обучения им приходилось бы срочно искать новую школу, а “Фоксфорд” позволяет закончить учебный год, параллельно подыскивая другую школу. Для тех, кто учится в 10-11 классе и готовится к ЕГЭ, онлайн-обучение дополняет учебу в обычной школе.

Гибридная модель помогает построить гибкое расписание студентов, развивать международное сотрудничество, ведь студент и преподаватель могут быть в любой точке планеты. Смешанное обучение снижает затраты и делает образование более доступным.

Гибридные программы предлагают ведущие университеты, включая НИУ ВШЭ. В 2025 будут успешно развиваться образовательные проекты по модели Московской электронной школы и онлайн-платформы «Сферум». В сервисе «Сферум» больше 20 млн. педагогов, МЭШ используют свыше 3 млн столичных пользователей.

Ставка на кибербезопасность

В 2025 году образовательные учреждения и платформы будут активно защищать информацию от утечек и кибератак. Кибератаки могут привести к финансовым потерям и подрыву доверия к учебным заведениям. Например, в феврале 2023 года предположительно хакеры взломали систему государственных школ Миннеаполиса.

Они выкрали личные данные детей, среди которых были номера социального страхования, данные школьной службы безопасности и информация о сексуальных домогательствах и психиатрических заключениях. Сначала мошенники требовали от властей округа заплатить выкуп, а потом выложили информацию в открытый доступ.

По словам Евгения Комаренко, кибербезопасность всегда является крайне актуальной темой. К таким угрозам относятся кибербуллинг, фишинг, вишинг и другие виды мошенничества. Поэтому важнейшей задачей при создании и развитии цифровых сервисов является обеспечение безопасности и защищенности обрабатываемых данных.

Создание экосистемы цифрового контента

Университеты, онлайн-платформы, программы корпоративного обучения и образовательные инициативы будут объединяться в экосистемы ― сети взаимосвязанных платформ, которые создают целостную среду.

Представьте, что университет предлагает традиционные очные курсы, а онлайн-платформа ― доступ к дополнительным лекциям, тестам и другим материалам. В результате студент может учиться как в аудитории, так и через интернет, получая доступ к большему количеству знаний.

С помощью экосистемы можно сделать образование более доступным. Цифровая школа «СберКласс» предоставляет образовательные ресурсы в удаленные регионы страны, давая каждому возможность получать знания. К подобным инструментам относятся и проекты «Яндекс Класс» и «Яндекс Учебник». Школьный учитель информатики может использовать их готовые материалы для уроков и домашних заданий, пробные варианты для подготовки к ЕГЭ, удобную инфраструктуру для управления классом. А у НИУ ВШЭ есть пятый кампус в цифровом пространстве, где все желающие могут пройти курсы, и даже стать бакалавром или магистром онлайн.

Микро- и нанообучение станут повсеместными

Короткие периоды обучения могут существенно улучшить запоминание. Это особенно актуально в мире, где информации становится больше, а внимание рассеивается.

10-15 минут в день на урок найти проще, чем час на полноценную лекцию. В случае с нанообразованием речь идет о 2-5 минутах. Это полезно для повторения информации или обучения конкретным навыкам, например, настройке функций приложений или выполнению задач в таблицах.Такие платформы, как Duolingo, популяризировали подход, разбивая сложные темы на удобоваримые 10-минутные сегменты. У Skillbox есть больше 500 мини-курсов, а “Нетология” предлагает игры, тесты, короткие тренировки и ролики в дополнение к лекциям и домашним работам.

The site uses cookies, which allows you to receive information about you. This is necessary to improve the site. By continuing to use the site, you agree to the use of cookies - more details in our Policy on the processing of personal data