Мифы работы с зумерами. В чем ошибаются компании, а что правда
December 5, 2024
preview

Не стоит бояться зумеров, платить им на уровне руководителей или перестраивать под них сложные процессы. Достаточно знать, в чем мотивация их поведения, и правильно реагировать. В мифах о зумерах разбирается HR, бизнес-партнер Алиша Зибарова (KODE).

В исследовании ResumeBuilder 74% руководителей признались, что зумеры — самое сложное поколение для работы. Они хотят много зарабатывать, но не готовы задерживаться в офисе после окончания рабочего дня. Они хотят строить карьеру, но скорее уйдут к другому работодателю, чем будут терпеть токсичное отношение. Они вкладывают душу в рабочие задачи, но только если заинтересованы в них.

Для сотрудников старшего возраста, которым ради подъема по карьерной лестнице приходилось адаптироваться к правилам игры — например, работать за идею или годами во всем соглашаться с несправедливым боссом, все это выглядит вызывающе. Зумеры кажутся им избалованными, эгоистичными и меркантильными хрупкими снежинками.

Кто такие зумеры

Зумеры — поколение, которое родилось между серединой 1990-х и 2010-м годом. Они пользуются гаджетами с раннего детства и успешно ориентируются в большом потоке информации. В России, из-за демографического кризиса 90-х и нулевых, зумеров совсем немного: 13% от населения, то есть 16,2 млн человек. Поэтому на рынке труда они задают свои правила.

Высокая скорость жизни научила зумеров отсекать лишнее на пути к результатам — например, выполнять запланированные задачи и идти отдыхать вместо того, чтобы отсиживать положенные 8 часов. Гибкое и креативное мышление помогает им находить пути к нестандартным решениям. Тяга к самосовершенствованию и амбициозность не дают сидеть на месте и способствуют постоянному развитию.

Компании достаточно направить энергию в нужное русло, и тогда случится win-win.

Как работать с зумерами

Найти подход к молодому поколению не так и сложно. Для этого надо пересмотреть стереотипы и понять, как все обстоит на самом деле.

Зумерам нужны только деньги

Предыдущие поколения могли 20 лет трудиться на одной работе, потому что там все любили и уважали их. Зумеры работают ради денег — и не считают зазорным признаваться в этом. На их молодость пришлась эпоха глобальных изменений и геополитических кризисов, которая ускорила инфляцию и рост цен. Сегодня у начинающих специалистов нет возможности стартовать с зарплаты в 30-50 тысяч рублей, потому что она не покрывает базовые жизненные потребности. И даже если зумер соглашается поработать за небольшие деньги на старте своей карьеры, через год-полтора он задумывается об аренде жилья, хобби или путешествиях, для которых ему понадобится увеличение дохода.

Зумеры понимают: чем более ценный опыт получишь, тем выгоднее сможешь инвестировать его в будущем. И тем быстрее выйдешь на уровень жизни, о котором мечтаешь. Компания может предоставить зумеру пространство для развития.

Например:

  • Передать новую зону ответственности.
  • Выделить рабочие часы на самостоятельное обучение.
  • Отдать под крыло более опытного наставника.

Помимо этого, нужна прозрачность и предсказуемость в финансовых отношениях. В этом поможет система грейдов с понятными условиями для перехода на следующий уровень, а также индивидуальный график Performance Review и пересмотра заработной платы.

Вопреки стереотипам, деньги для зумеров лишь один из приоритетов. В той же степени они хотят, чтобы работа имела смысл. Побочный эффект взросления в эпоху нестабильности — мир достался зумерам сломанным и разбалансированным, им хочется его «починить». Поэтому важно приносить реальную пользу коллегам, компании или индустрии.

Например:

  • Разрабатывать фичу, которая действительно упростит взаимодействие пользователей приложения с банком.
  • Сводить сложную таблицу не просто ради красоты и порядка, а ради нового процесса, который повлечет за собой череду улучшений в отделе.
  • Постить контент в соцсети не ради галочки, а ради взаимодействия с аудиторией и придумывать, как получить больше реакций и увеличить охваты.

Бессмысленная работа фрустрирует даже при условии большого заработка и заставляет завидовать дворникам, которые зимой убирают снег и делают улицы проходимыми для тысяч горожан. Чтобы предотвратить фрустрацию, рабочие обязанности зумера должны совпадать с его видением самореализации и карьерных перспектив.

Зумеры ленивые

Опыт миллениалов показывает, что можно усердно проработать всю жизнь и не накопить на собственное жилье. Зумеры учатся на чужих ошибках и предпочитают работать не много, а головой. В условиях растущей скорости жизни они просчитывают целесообразность вложения усилий и стараются вкладывать их туда, где они лучше всего окупаются.

Умение расставлять приоритеты помогает зумерам:

  • Автоматизировать то, что не хочется делать вручную.
  • Отсекать лишние шаги и формировать стратегию, ориентированную на результат.
  • Приносить реальную, а не иллюзорную пользу.

Поэтому при передаче задач зумеру нужно донести цель и ожидаемый результат, а в выборе решений предоставить свободу. Так у него появится внутренняя мотивация пройти квест, сделать все наилучшим образом и остаться довольным собой.

Зумеры — хрупкие снежинки

Благодаря популярной психологии зумеры знают, что такое пассивная и открытая агрессия, обесценивание, абьюз, газлайтинг и манипуляция. Они легко распознают неочевидные признаки токсичных рабочих отношений, а очевидные — повышение голоса, грубость или ругань, считают характеристиками карикатурных злых боссов из фильмов.

По неопытности зумеры иногда путают настоящее выгорание с временной усталостью или видят нарушение личных границ там, где его не было. Такая чувствительность раздражает старшие поколения, которые нередко сталкивались с грубым отношением от руководителей и не могли себя защитить. Но на мой взгляд, это не значит, что надо возвращаться в прошлое и соревноваться в том, кто выдержит больше оскорблений. Лучше объяснить коллеге психологический термин, в смысле которого он ошибся, а не осуждать целое поколение за бережное отношение к своему ментальному здоровью — пусть иногда и с перегибами.

Чтобы дать зумеру обратную связь, в которой содержится критика, и не обидеть его, попробуйте:

  • Смягчить удар. Если заказчик прислал гневное эмоциональное сообщение, не стоит пересылать его зумеру, чтобы он не ушел в «депрессию». Лучше сделать короткую выжимку.
  • Критиковать не человека, а качество его работы. Например: «У тебя в коде ошибка. Это не значит, что ты плохой, но ее нужно исправить и сделать выводы, чтобы избежать в следующий раз».
  • Предложить найти выход. Если в KPI на месяц стояло 10 задач, а сотрудник сделал 7, узнайте у него, что помогло бы ему добиться цели.

Побочный эффект зумерской чувствительности — развитая эмпатия. Поскольку они хотят уважения и признания достижений, они так же ведут себя в отношении других сотрудников. Благодаря этому в коллективе формируется дружелюбная и комфортная атмосфера.

У зумеров проблемы с дисциплиной

Миллениалы и бумеры тратили на дорогу в офис два-три часа в день и придерживались делового стиля в одежде. Типичный зумер работает удаленно и начинает день в диапазоне с восьми до двенадцати часов. А в «Самокате» выбирает опцию «Оставить заказ у двери», чтобы не встречаться с курьером, потому что не хочет выходить к нему нерасчесанный и в пижаме.

Для предыдущих поколений такой режим выглядит, как мечта, или наводит на подозрения о том, достаточно ли добросовестно работает сотрудник. Но они считались на работе с момента, как вошли в офис: в том числе, когда просто находились на месте, ходили за чаем или встречались с коллегами у кулера. Зумер же считается на работе только тогда, когда делает рабочие задачи или думает, как лучше их сделать. Никаких лишних действий: глаза читают, пальцы печатают, голова обсуждает что-то на созвоне. И так восемь часов с перерывом на обед, который он зачастую даже не использует целиком. Ему нужно успеть выполнить задачи в спринт и отчитаться о них при завершении спринта, а если что-то не успеет — придется объяснять, почему.

Работа в таком режиме требует тщательного планирования и самоорганизации. Пижама, подъем в 10 утра и заказ готовой еды не делают ее легче, они прибавляют комфорта и помогают избежать сильной усталости.

Вопрос к дисциплине возникает и в том случае, когда через 10 минут группового созвона зумер начинает отвлекаться на посторонние дела. Это неудивительно: человеку с клиповым мышлением сложно долго удерживать концентрацию внимания, особенно если большую часть разговора он в роли слушателя. Ему проще усваивать информацию, параллельно рисуя в блокноте или скролля ленту в соцсети с картинками — так его мозг не успевает заскучать.

Зумеры не признают авторитетов

Зумеры наделяют авторитетом тех, кто принимает грамотные управленческие решения и качественно организовывает работу команды. Они не считают, что руководитель всегда прав только из-за того, что давно здесь работает и в два раза старше. Они видят в нем живого человека, который может ошибаться. Поэтому они могут сомневаться в правильности некоторых идей, задавать вопросы, предлагать альтернативу. Но это не значит, что они сомневаются в компетенциях руководителя: скорее, они проверяют обоснованность его стратегии или хотят предотвратить неудачное развитие событий. Их свежий взгляд может оптимизировать бизнес-процессы — но, конечно, требует валидации более опытного специалиста.

Кроме того, зумеры ждут от руководителя вовлеченности. Кинуть в него задачей и исчезнуть на неделю не получится — в условиях повсеместного удаленного или гибридного режима, сотрудник будет чувствовать фрустрацию и одиночество. Зумеру нравится, когда руководитель считает их не функцией, а живым человеком — интересуется, как дела или как прошли выходные. Неформальное общение помогает коллегам узнавать друг о друге что-то вне работы и делает общение более качественным и близким.

Не нужно бояться зумеров, платить им на уровне синьоров или перестраивать под них сложные процессы — достаточно знать, в чем мотивация их поведения и как грамотно на него реагировать. Если молодым талантам будет комфортно работать в вашей компании, они принесут в нее свежие взгляды, начнут энергично развивать свое направление, и все будет плюс вайб.

The site uses cookies, which allows you to receive information about you. This is necessary to improve the site. By continuing to use the site, you agree to the use of cookies - more details in our Policy on the processing of personal data