Как работать с неэффективными сотрудниками без потерь для бизнеса
April 4, 2025
preview

Массовые увольнения в тренде. Илон Маск с агентством DOGE проводят сокращения среди государственных служащих в США, мировые IT-гиганты за пару лет «выставили на мороз» тысячи сотрудников, кадровые оптимизации (пока без массовых увольнений) происходят и в российских компаниях. Так в начале 2025 МТС и Вымпелком (Билайн), сократили число вакансий в IT-сфере более чем на 15%. Известно про увольнения IT-специалистов в дочерних компаниях Сбербанка и в ряде других российских организаций.

Увольнение — ответ на все вопросы?

В публичном пространстве вообще обретает популярность идея: можно сократить хоть четверть персонала — ничего не сломается. Особенно если этот персонал низкомотированный.

Хрестоматийный пример такого подхода — McKinsey, ведущая консалтинговая компания в области бизнес-аналитики и оптимизации корпоративных процессов. Компания ежегодно избавляется от 15–20% сотрудников, демонстрируя своим примером максиму «лучшее средство мотивации — увольнение». В McKinsey действует принцип «расти или уходи», при которой консультанты (основная рабочая сила компании) должны достигать определённых результатов в установленные сроки, иначе их увольняют.

На первый взгляд кажется, что увольнение низкомотивированных сотрудников — быстрый и эффективный способ оптимизировать бизнес. Зарплатная ведомость разгружается, а иногда даже ускоряется сам процесс работы: низкомотивированные сотрудники всё делают дольше и менее эффективно, порой их деятельность вообще представляет лишний шаг в процессе, который можно пропустить. К тому же, такие работники могут создавать токсичную атмосферу, отравляя апатией и ленью остальной коллектив.

Подводные камни

Однако реальная практика показывает, что подход «в любой непонятной ситуации — увольняй» может принести больше вреда, чем пользы. Особенно если ваша компания не McKinsey, и к вам не стоит постоянная очередь из желающих поработать.

Во-первых, сокращение сотрудников с низкой мотивацией не всегда решает изначальные проблемы коллектива — низкую производительность, негативную атмосферу и общую слабую мотивацию сотрудников.

Исследование Business Insider показало, что массовые сокращения могут приводить к диаметрально противоположным результатам: они демотивируют оставшуюся часть команды, подрывая доверие сотрудников к компании и создавая атмосферу нестабильности. Страх получить ярлык «неэффективного работника» подавляет во многих сотрудниках креативность, инициативу и готовность к рисковым инновационным решениям.

Оставшиеся сотрудники, на плечи которых ложится дополнительная нагрузка, со временем начинают чаще ошибаться, испытывать эмоциональное выгорание и в итоге задумываются о смене работы.

К тому же, даже если бывшие коллеги работали неэффективно, они могли обладать уникальным опытом и ценными знаниями — падение уровня экспертизы внутри команды первыми осознают как раз оставшиеся работники.

Во-вторых, проблемы возникают даже в самой понятной части уравнения — сокращении затрат. Если часть задач перекладывается на других сотрудников, увеличенную нагрузку нужно как-то компенсировать. А если вместо низкомотивированного сотрудника всё же придётся нанимать нового, необходимо закладывать в бюджет траты на процесс найма, адаптации и обучения. Не говоря уже о том, что и сам процесс увольнения не обязательно будет простым и дешёвым.

Выявление низкомотивированных сотрудников

В HR существует концепция «A-players», которая делит сотрудников на категории A, B и C.

  • A-players — высокомотивированные профессионалы, показывающие результаты;
  • B-players — надёжные исполнители, которые редко проявляют инициативу;
  • C-players — сотрудники с низкой мотивацией и производительностью, чья работа может замедлять общий прогресс команды.

Задача компании — определить, кто есть кто, и поскорее избавиться от С-players, освобождая место для А и B. Оценить общий уровень мотивации в компании и выявить этих самых низкомотивированных сотрудников помогают различные методы, вот некоторые из них:

Анкетирование и опросы: позволяют собрать информацию о степени удовлетворенности работой, выявить потребности и ожидания персонала. Например, Гэллап Q12, eNPS.

Индивидуальные собеседования: глубинные интервью помогают понять личные мотивы и причины неудовлетворенности каждого сотрудника. Такие интервью можно проводить с руководящим составом, чтобы получить общую картину по каждому отделу.

Анализ производственных показателей: снижение продуктивности и качества работы может сигнализировать о появившихся проблемах с мотивацией. ​Снижение эффективности можно отследить с помощью OKR или KPI.

Специальные методики оценки, типа анализа карты мотиваторов, используются для определения внутренних и внешних факторов, влияющих на мотивацию.

Исследования не только помогут определить, кто и почему недостаточно мотивирован, сколько таких сотрудников вообще, но и получить базовое понимание, в какую сторону двигаться. Максимальная выгода для компании и сотрудника возможна только при взаимном выигрыше. Для этого важно понять, в чем сотрудник особенно силён, что его мотивирует, и связать это с целями компании.

Планы повышения производительности

Одним из популярных ответов на низкую мотивацию сотрудников, как в западных, так и в ряде российских IT компаний, стали Планы повышения производительности/эффективности (Performance Improvement Plans — PIP).

PIP — это документ с чётко прописанными целями, сроками и критериями оценки. В случае успешного выполнения требований сотрудник продолжает работу (дополнительные методы поощрения опциональны), в противном случае — возможны дисциплинарные меры, включая увольнение. Описанная выше система McKinsey — это по-сути PIP «на максималках» с непрерывной оценкой производительности каждого работника и увольнением всех, кто не показывает прогресс.

В теории, PIP должен взбодрить сотрудника и замотивировать его на более эффективную работу и рост, но далеко не редкость, когда планы используются как формальный инструмент подготовки к увольнению. Также ряд исследований говорит о том, что внедрение планов повышения производительности действует на сотрудников скорее негативно: институт Гэллопа сообщает о снижении общей вовлечённости сотрудников на 15%, а по данным Forbes, 40% сотрудников, получивших PIP, начинают активно искать новое рабочее место.

Альтернативные методы мотивации

Конечно, в первую очередь, стоит обратить внимание на базу: возможно, низкомотивированный сотрудник просто недоволен своей заработной платой или условиями труда. Но если в этом плане всё в порядке, стоит обратить внимание на альтернативные методы мотивации.

Перевод на другую должность, переобучение. Во-первых, потенциально эффективный сотрудник может просто находиться не на своём месте, что снижает его мотивацию к работе и развитию.

Даже если он не обладает специальными знаниями, необходимыми для мгновенного перевода на новое место, его общая экспертиза в бизнесе и важнейших инструментах может быть очень ценной. Потеря такого сотрудника может обернуться снижением уровня всей команды, поэтому обучение и перевод его на другую должность — эффективный шаг в долгосрочной перспективе.

Пример: Microsoft. В Microsoft некоторые сотрудники, которые плохо справляются в одной роли, переводятся в другие команды, где их навыки могут быть полезнее. Например, если инженер недостаточно продуктивен в разработке, он может попробовать себя в роли аналитика или технического консультанта.

Пример: Amazon. В Amazon есть собственная PIP программа Pivot, но в отличие от безальтернативного перевода сотрудника на план по повышению производительности (который часто приводит к увольнению), у работников есть возможность публичного обжалования наложения «санкций». В случае успеха сотрудник получает новую должность и нового менеджера, как бы «перезапуская» свою карьеру в корпорации.

Менторство/наставничество. Иногда сотрудник может «потеряться» в коллективе, не имея перед собой вдохновляющего примера или человека, который может его направить и дать совет в сложной ситуации. В таких случаях могут помочь менее формализованные социальные связи, нежели начальник-подчинённый.

По данным журнала Insurance Business Magazine, введение программы менторства увеличивает показатели удержания сотрудников до 60–70% — для наставников и 72% — для подопечных. Это значит, что менторство можно использовать как инструмент мотивации не только для новичков, но и для опытных работников. Сотрудники с высоким потенциалом, которые «заскучали» на своей должности, могут получить дополнительную мотивацию, став менторами для новых работников.

Примеры: институт менторства используют многие бигтех и IT-компании: программа STAR Employee в Google или Experienced Commercial Leadership Program в General Electric.

Время для сторонних проектов, творческая мотивация. Оригинальным решением проблемы мотивации может стать предоставление сотрудникам времени для ведения собственных проектов, которые связаны с бизнесом компании, но напрямую не относятся к их рутинной деятельности.

Пример: Google — 20% Time Policy. В начале 2000-х Google представила новую политику, разрешавшую сотрудникам тратить до 20% рабочего времени на собственные проекты, которые потенциально могли бы принести пользу компании. Она не только помогла снизить рутину и повысить интерес к работе, но и разработать ряд новых продуктов, например AdSense (иногда таким проектом называют и Gmail, но создатель сервиса Пол Бакзейт это отрицает). Однако по мере расширения компании выделять сотрудникам время на сторонние проекты становилось всё сложнее. В результате чего применение программы значительно сократилось (без формальной отмены).

Пример: Хакатоны Microsoft. Microsoft проводит хакатоны — ежегодные соревнования, на которых специалисты различных должностей из разных стран могут на равных сотрудничать в проектах, которые решают социальные проблемы, улучшают существующие бизнес-процессы или создают нечто совершенно новое. Совместная среда хакатонов помогает отвлечься от рутинной работы, восстановить творческую энергию и внести вклад в проекты, которые интересны, в первую очередь, самим сотрудникам, тем самым повышая удовлетворенность работой и снижая выгорание.

Пример: Atlassian — ShipIt Days. ShipIt Days от Atlassian — это ежеквартальные мероприятия, на которых сотрудникам даётся 24 часа на работу над любым проектом, связанным с продуктами, бизнес-процессами или культурой компании. В программе могут участвовать все сотрудники — от новичков до высшего менеджмента. По итогам работы команды представляют свои проекты, а лучшие идеи внедряются в работу Atlassian. ​

Эксклюзивные награды. Ряд компаний предлагает для лучших работников эксклюзивные награды, типа путёвок на роскошные курорты: это не стандартное премирование по результатам работы, а что-то вроде билета в элитный «клуб лучших». Подобные программы подстёгивают добровольную внутреннюю конкуренцию, которая при этом не создаёт видимого дисбаланса в условиях труда и зарплатах сотрудников, то есть не служит одновременным демотиватором для «проигравших».

Пример: Salesforce — President’s Club. Лучших сотрудников, попавших в «Президентский клуб» Salesforce, награждают эксклюзивными путешествиями и другими бонусами. Участие в Клубе рассматривается как особый символ статуса внутри компании.

Альтернативная финансовая мотивация. Кроме зарплаты и премий ряд компаний выдаёт своим работникам опционы — финансовый инструмент, который даёт сотруднику право (но не обязанность) купить в будущем акции компании по заранее установленной цене. Это может быть очень выгодно в случае будущего роста цены акций компании. Кроме чисто материального поощрения выдача опционов может стать хорошей программой лояльности и мотивацией для сотрудников работать на долгосрочный рост бизнеса.

Примеры: опционы широко применяются в IT-компаниях (Google, Tesla, Microsoft и небольших стартапах).

Также существуют примеры «обратной» финансовой мотивации. Например, в компании Zappos проводилась программа The Offer: новоприбывшим сотрудникам, которые чувствовали, что не вписываются в корпоративную культуру компании, платили 2000 $, если они решали уйти после первого месяца работы. Благодаря этому компания уже на начальном этапе отсеивала низкомотивированных сотрудников.

Хотя увольнение может стать быстрым способом решения проблем с низкомотивированными сотрудниками, эффективность такого метода не всегда оправдана в перспективе. «Скорые на расправу» менеджеры могут столкнуться с демотивацией оставшихся сотрудников, снижению продуктивности и утрате ценных знаний.

Альтернативные стратегии, которыми пользуются крупнейшие IT-компании мира, включают ротации команды и менторские программы, поддержку творческих инициатив работников, эксклюзивные награды, а также альтернативную финансовую мотивацию. Такие методы помогают не только сохранить персонал, но и повысить его лояльность и вовлеченность, что благотворно сказывается на долгосрочных результатах бизнеса.

The site uses cookies, which allows you to receive information about you. This is necessary to improve the site. By continuing to use the site, you agree to the use of cookies - more details in our Policy on the processing of personal data