Что нужно знать об аудитории перед запуском IT-приложения
May 7, 2025
preview

Разработка IT-продукта — это всегда долго и затратно. По данным Business of Apps, около 24% приложений удаляются пользователями в течение первых суток и почти половина приложений — в течение месяца. Причиной зачастую становятся стратегические просчеты: компании выводят продукт на рынок без глубокого понимания своей аудитории.

Чтобы деньги, которые вы потратили на разработку IT-продукта, принесли вашему бизнесу прибыль, важно не просто сделать функциональный продукт, но и учесть сценарии поведения пользователей, их мотивацию и потенциальные барьеры. Директор по развитию в digital-студии KODE Стас Рейндгард разбирает ключевые аспекты, которые важно знать о целевой аудитории до запуска приложения.

Кто ваша аудитория: и это не просто «люди старше 18 лет»

Один из самых недооцененных инструментов на старте исследования аудитории — пользовательские интервью. Они позволяют понять не только поведение, но и мотивацию, тревоги, паттерны мышления аудитории.

Однако на российском рынке кастдев остается фрагментарным. Интервью проводят от случая к случаю, без методологии и системного анализа. Между тем именно в общении раскрываются настоящие потребности и барьеры, о которых не скажет ни одна метрика.

Вот что необходимо перед запуском.

  • Исследование рынка и конкурентов. Как правило, новые продукты запускаются не в «голубой океан». Похожие продукты уже есть, а значит, можно посмотреть, что работает у них. И важно погрузиться не только в список функций, но и в UX-пути, паттерны поведения и барьеры входа. Один из неочевидных способов исследования — изучить отзывы на приложения в AppStore и GooglePlay. Там можно выявить инсайты: что не нравится аудитории в приложении, что мешает и почему люди удаляют приложения.
  • Интервью с потенциальными пользователями. Без них невозможно выявить реальные сценарии, боли и мотивации. Часто пользователи сами не осознают проблему, пока не услышат описание похожей ситуации.
  • Lean Canvas или аналогичная рамка. Это ваш главный управленческий инструмент, который позволит сфокусировать внимание команды на ключевых бизнес-гипотезах до начала разработки. Он снизит риски продуктовых ошибок на старте и позволит быстрее протестировать бизнес-модель в реальных условиях.

Базовые интервью — хороший старт. Но в ряде случаев требуется более глубокая исследовательская работа и полноценный R& D. Это оправдано, если:

  • вы создаете инновационный продукт на новом для вас рынке,
  • планируете запуск в среде с высокой конкуренцией и нестабильным спросом,
  • выводите решение в сегмент с непрозрачной экономикой, например b2g или b2b2c,
  • работаете в условиях «голубого океана» — отсутствуют аналоги, непонятна модель монетизации.

Полноценный R& D включает глубинные интервью, юзабилити-тестирования, поведенческую аналитику, анализ готовности платить, тестовые кампании на MVP и другое. Качественный R& D поможет ответить на главный вопрос: имеет ли ваша идея рыночную и бизнес-перспективу или нуждается в переосмыслении еще до начала разработки.

Если вы уже провели исследования, этого все равно может быть недостаточно для успешного запуска. Важно смотреть глубже и учесть самые неочевидные паттерны вашей аудитории.

Как аудитория потребляет контент: адаптация под пользовательский сценарий

Понимание того, в каком виде аудитория предпочитает потреблять информацию, критично для выбора интерфейсных решений и создания ценностного предложения. Разные контексты использования требуют разных форматов: текст, видео, аудио, инфографика. Например, водитель в пути воспользуется голосовым интерфейсом, инвестор — визуальными отчетами и графиками. Компании, работающие на зрелом рынке, должны закладывать мультиформатность как часть стратегии удержания.

Опрос Pearson показал, что Gen Z гораздо лучше воспринимает визуальное обучение и поиск информации в виде роликов, чем традиционный текст​. Видео-контент удерживает внимание: по данным отраслевых исследований, зрители запоминают до 95% сообщения в видео против лишь 10% при чтении текста​.

В EdTech-сфере пользователи могут также выбирать формат видеоуроков. Но важно заложить разные сценарии, например добавить возможность смотреть видео в офлайн-режиме, чтобы аудитория могла учиться в метро или самолете. Можно создавать ИИ-пересказ уроков — так пользователи будут возвращаться, чтобы вспомнить пройденный материал.

Когда и зачем пользователь открывает приложение: частота использования и сценарии

Согласно исследованию Reviews.org, пользователи проверяют смартфон в среднем 205 раз в день. Мобильные продукты сопровождают человека в течение всего дня. А сценарии их использования сильно зависят от контекста — спешка, многозадачность, плохая связь, усталость.

Есть продукты, которые используют каждый день, например мессенджеры и карты. Есть такие, к которым обращаются время от времени, — банки, маркетплейсы. А есть приложения, которые используют редко, но они критически важны, например приложение авиакомпании. Его открывают, чтобы купить билет, пройти регистрацию, проверить статус рейса или найти посадочный талон. Иногда это происходит в дороге, в другой стране, с плохим интернетом и в спешке. Пользователю важно быстро найти нужное, желательно — офлайн.

Если не учитывать эти сценарии, даже функциональный продукт будет неудобным. И наоборот: понимание контекста позволяет сфокусироваться на главном и снять напряжение. Хорошие авиасервисы выводят посадочный на главный экран, кэшируют нужные данные и минимизируют лишние действия. А иногда и предложат дополнительные услуги, которые добавят комфорта. И главное, это не будет выглядеть навязчиво и неуместно.

При этом не стоить бояться напоминать пользователю о приложении. Так, кейсы успешных продуктов в EdTech показывают, что пуш-уведомления работают. Например, в приложении для изучения языков дружеские пуш-уведомления от персонажа прибавили 5% к дневной активности​ пользователя.

Зачем пользователю ваше приложение

Чтобы спроектировать востребованный сервис, важно понимать почему вообще пользователь приходит в онлайн, а не только что он там делает. Например, школьник может выполнять домашнее задание по бумажному учебнику, а может открыть онлайн-платформу. Электронный вариант позволяет не носить тяжелый рюкзак, быстро находить нужные задания, получать мгновенную обратную связь. Он понятнее, доступнее и часто просто интереснее. Например, внедрение геймификации и соревновательных механик в приложении для изучения языков повысило удержание на 14-й день на 14%​.

При этом эффективность геймификации заметно выше среди молодых пользователей. Чем моложе аудитория, тем сильнее и устойчивее ее мотивируют игровые элементы. А вот поколения Z и Y, выросшие на мобильных играх, быстрее откликаются на челленджи, рейтинги и виртуальные награды.

Взрослые пользователи выбирают EdTech-сервисы, потому что могут обучаться в удобное время, избегая офлайн-групп и жестких графиков. Пуш-уведомления, синхронизация с календарем, понятная структура материалов — все это не просто UX-дизайн, а способ усилить пользовательскую мотивацию, повысить вовлеченность и, как следствие, жизненный цикл клиента (CLV).

В приложениях также стоит учесть персонализацию контента. В маркетинговых исследованиях упоминается, что ИИ-персонализация стала ключевым элементом мобильных стратегий. Те продукты, которые могут идентифицировать психографический портрет пользователя по его поведению и адаптировать подачу, выигрывают на рынке. Например, если пользователь пропускает видеоролики, но читает статьи, стоит чаще показывать текстовый контент и ссылки на подробные материалы. Такой подход повышает эмоциональный резонанс с пользователем и лояльность.

Например, онлайн-платформа внедрила персонализированный подбор курсов и количество оформленных индивидуальных подписок увеличилось на 40%, а годовой доход (ARR) в B2B-сегменте вырос на 4%.

Что мешает пользователю перейти в онлайн: барьеры

Игнорирование барьеров пользователей — это прямые потери: снижение охвата, рост стоимости привлечения (CAC), увеличение нагрузки на поддержку и затухание LTV. Интерфейс, вызывающий напряжение, отпугивает не только менее опытных пользователей, но и сегменты с высоким потенциалом, например взрослых платежеспособных клиентов с низкой цифровой грамотностью.

Например, сервис для онлайн-записи на прием к врачу решает конкретную проблему, но часть аудитории может столкнуться с барьерами. Кому-то привычнее звонить в регистратуру, кто-то не доверяет отзывам в интернете, а для пожилых пользователей даже простой интерфейс может показаться непривычным.

В медицинских сервисах около 64% пользователей не хотят делиться конфиденциальными данными, связанными со здоровьем. Это тоже может стать причиной удаления приложения.

Заставить удалить приложение может даже необходимость регистрации через электронную почту — это барьер для молодежи, привыкшей к входу через соцсети. Так, например, при разработке мобильного приложения сеть аптек заменила регистрацию через email на авторизацию по номеру телефона с одноразовым кодом — это позволило увеличить долю регистраций на 42% в первом месяце.

В EdTech это тоже работает: так, перенос обязательной регистрации в приложении для изучения языков на момент прохождения первого урока увеличил возврат в приложение на следующий день на 20%​.

Результат

Инвестиции в цифровой продукт оправданны тогда, когда он не просто решает задачу пользователя, но делает это в нужном контексте, понятной форме и в удобное время. Компании, которые системно работают с пользовательскими данными, выигрывают в трех аспектах:

  • создают релевантный функционал и сокращают time-to-market,
  • добиваются высокой конверсии и удержания без избыточных затрат,
  • выстраивают продукт, устойчивый к росту и масштабированию.

Цифровая среда перегружена решениями. В таких условиях выигрывают не самые сложные или технологичные продукты, а те, которые лучше всего встроены в реальные сценарии клиентов. Поведение пользователя — это ваш главный источник стратегических инсайтов. Используйте его.

The site uses cookies, which allows you to receive information about you. This is necessary to improve the site. By continuing to use the site, you agree to the use of cookies - more details in our Policy on the processing of personal data