В наше время у всех желающих освоить новую профессию есть понятный и четкий алгоритм. Сначала нужно обучиться в вузе или самостоятельно пройти теорию с помощью профильной литературы, уроков на YouTube, онлайн-курсов, наставников или репетиторов. Затем нужно выполнить первые практические задачи — для себя или друзей, либо смоделировать ситуацию и придумать ее решение. С портфолио собственных небольших проектов можно идти на стажировку или даже сразу в наём, в зависимости от порога входа в профессию.
Но как понять, что стажировка в компании действительно пойдёт вам на пользу? Меня зовут Екатерина Сергеева, я специалист по развитию и обучению, и я провожу стажировки в KODE, где они идут уже восемь лет. В этой статье поделюсь мнением о том, как новичку заранее проанализировать компанию для стажировки, чтобы обучение прошло максимально выгодно: то есть либо закончилось оффером, либо прокачало его навыки и увеличило ценность на рынке труда.
Кажется, в том, чтобы выбрать стажировку, нет ничего сложного — достаточно найти крупную компанию с известным брендом, которая их организовывает. Дальше остаётся только связаться с ними, понадеяться, что команда качественно выстроила процесс обучения и спустя месяц-два ваш багаж знаний и навыков кратно вырастет. Такое доверие может сыграть злую шутку: в резюме появится строка с названием крупной компании, но в реальности вы получите мало опыта и это не ускорит развитие вашей карьеры. Поэтому мы предлагаем выбирать компанию для стажировки по целому ряду критериев помимо медийного веса.
Главный критерий оценки — был ли у компании опыт работы со стажёрами. Если она уже выпустила один-два потока по вашему направлению, у нее было время обкатать процесс: получить обратную связь от участников, исправить узкие места и отсечь нецелевые активности. В таком случае вы получите более полезный и концентрированный опыт, чем если рискнёте стать частью экспериментальной группы. Кроме того, вы сможете пообщаться с сотрудниками, которые попали в компанию через стажировки прошлых потоков, узнать их впечатления и предположить, на какой реальный прогресс можете рассчитывать.
Если компания качественно организовала стажировку, у нее есть понятный план. Прочитайте программу и проверьте, действительно ли в ней есть то, чему вы хотите учиться. Например, в плане стажировки iOS-разработчиков в KODE — конкретные пункты:
Отсутствие плана обучения означает, что стажировка может быть организована плохо и пройдёт с минимальной пользой. Например, некоторые компании подыскивают стажёров для того, чтобы было кому подхватить простые рутинные задачи, которыми невыгодно занимать время сотрудников. В таком случае вы будете месяц практиковаться в формате «принеси-подай».
Кроме того, обратите внимание на уровень задач: если большая часть пунктов кажется повторением алфавита, вряд ли вы узнаете что-то новое.
Представьте, что вам нужно рассказать, чем вы занимались во время стажировки, будущему работодателю, который в это время составляет представление о вашем опыте. Небольшие, но конкретные достижения вроде «Помогал тестировать фичу и нашел в ней два бага» значат намного больше, чем ответственное перекладывание бумажек и готовность прийти на помощь любому коллеге.
Например, у нас на стажировке Android-разработчики делают фичу в специальном проекте на архитектуре, максимально приближенной к той, которую мы используем при разработке коммерческих проектов. Благодаря симуляции разработки на настоящем проекте стажёр знакомится с процессами и подходами, принятыми в индустрии и адаптированными под наши нужды.
Не каждому человеку дано быть учителем. Помимо дара к обучению, хороший наставник — это специалист, который постоянно решает рабочие задачи и держит руку на пульсе новостей в своей сфере.
Узнайте, чем сейчас занимается сотрудник, который будет вас обучать. Если он исключительно ездит по конференциям, участвует в презентациях, ведет блог и пишет авторскую колонку, он может научить вас быть медийным лицом компании. Но если вы идёте на стажировку с другими целями, вам нужен наставник-практик.
Главная ценность стажировки — не задачи, а обратная связь. Новичкам крайне важно, чтобы опытный специалист указал на ошибки, направил в нужное русло размышлений, похвалил за грамотные решения. Это залог быстрого роста.
Как может быть выстроена связь с наставником:
Встречи на лекциях в офисе один-два раза в неделю.
Онлайн-чат для группы, в котором наставник отвечает на вопросы в установленные часы.
Проверка домашних заданий и подробный фидбэк — например, на почту. Важно, чтобы наставник объяснял ошибки, замечал удачные решения и давал стажёрам фундамент для размышлений.
При хорошем сценарии наставник знает стажёров в лицо, держит в голове их прогресс и действительно заинтересован в их развитии. При плохом развитии событий он отвечает на вопросы скупо и нехотя, выставляет немотивированные оценки, поэтому ценность его обратной связи стремится к нулю.
Чек-лист вопросов, которые стоит уточнить заранее:
Сроки стажировки.
Где будет проходить стажировка или в каком формате.
Сколько времени в неделю будет занимать обучение и сколько — домашнее задание.
На какой уровень зарплаты сможет претендовать стажёр, если ему предложат оффер. Это сложный вопрос и не каждая компания готова ответить на него на старте, но всё же его можно задать.
Подытожим: если вы — стажёр с целью «получить максимальную пользу от стажировки», проведите предварительное исследование. Не бойтесь спрашивать и уточнять — в адекватной компании активная жизненная позиция будет вашим дополнительным преимуществом. Доверяйте тому, что видите и слышите, не игнорируйте интуицию, но и не переживайте слишком сильно. В конце концов, большинство достойных работодателей готовы вкладываться в стажёров, потому что видят в этом смысл и ценят талантливые кадры.
Удачной стажировки всем, кто хочет войти в профессию своей мечты!